Всё это рок-н-ролл!
Краткий и субъективный портрет курской рок-музыки прошлого века от «Житья-Бытья»
Рок-музыку у нас в редакции любят. Будем понимать под этим всё то замечательное (музыкальное и духовное), что зародилось в середине ХХ века и, несмотря на стенания о «смерти», живо до сих пор. Курские рокеры не достигли всероссийской славы. Но они были, играли и в меру сил «потрясали основы» общества.
Вначале были Beatles...
Ради любимых «Жуков» курские подростки 70-х годов вылавливали на просторах эфира «Голос Америки», ВВС и прочие антисоветские радиостанции. Молодёжь сбивалась в группы и грезила о музыкальном Олимпе. К счастью, партия и правительство рассудили: «Не можешь запретить — возглавь». В СССР появилось множество вокально-инструментальных ансамблей, играющих музыку, напоминающую рок, с «правильными» текстами.
Мечтатели перебирались в «каморки, что за актовым залом», поближе к казённым гитарам и барабанам. Расплачиваться приходилось исполнением советской классики на смотрах, однако школьные дискотеки уже не обходились без хитов Rolling Stones, Deep Purple и The Beatles.
— В конце 70-х у меня была своя группа, — вспоминает владелец галереи «АЯ» Олег Радин. — Собирались на квартирах. Бедные соседи! Усилители у нас были мощные...
«НЕТ проблем»
Мода на рок пришла следом за ВИА. Тогда смотры самодеятельности представляли собой дикую смесь «взвейся и завейся» и мощных гитарных рифов. И партии опять пришлось полюбить музыкальную поросль. Сейчас Сергей Павлович Локтионов — один из создателей возрождённой Коренской ярмарки и православный активист. А в 80-е годы он был активистом комсомольским. Когда преподаватель пединститута Евгений Штукин предложил организовать в Курске рок-клуб, Локтионов поддержал.
Евгений Штукин (Шту) вышел из школьного ВИА. Вместе с Александром Хуснутдиновым (Хан) оттачивали мастерство на патриотических песнях. Попали служить в одну часть и для всей роты играли по ночам Deep Purple и Pink Floyd. После армии Штукин укатил на учёбу в Ленинград, где успел войти в питерскую рок-тусовку. «Пили с Гребенщиковым!» — его краткая характеристика тех времён. В Курск Евгений вернулся спустя пять лет с багажом песен, знаний и амбиций.
— Мы опять встретились с Ханом, — рассказывает Евгений. — Решение создать группу было необсуждаемым. С моей подачи появилось название «Нет проблем».
Пришли басист Аркадий Марголин, барабанщик Дмитрий Теплицкий и клавишница Элла Васильева. Питерский клуб разрешил записать в своей студии восемь песен.
Плёнка и сейчас у меня.
В 1990 году в Курске открылся рок-клуб. Помещение выделили в Доме музыке — в костёле на улице Марата. Там же дебютировал сын главного джазмена Курска Леонида Винцкевича — саксофонист Николай Винцкевич. Увидели куряне живьём и Сергея Чигракова: «Чиж» выступал в составе группы «Разные люди».
Группы играли, поклонники слушали. Однако уже появились другие — молодые, злые и талантливые. Те, кто через несколько лет завопит на всю область: «Бей джазменов!»
«Товары быта» и «Жабы»
В 1989 году гитарист Сергей Каширцев вместе с солистом Кириллом Латышевым (Киряем) создают группу «Товары быта». К несогласным играть по правилам «Товарам» присоединяются группы «Пиво», «Дверь в стене», «БМП», «Улица Ангелов». Играть учатся во время выступлений: на первом плане не отточенное звучание, а эмоции и броские тексты. В 1992 году Кэш и Киряй, теперь уже известный как Кретин, создают одну из самых ярких групп Курска образца 90-х — «Жабы».
— Кретин хотел быть всех круче, а я знал, как это должно звучать, — вспоминает Каширцев. — Четыре дебила на сцене, мы намешали разных стилей, зацепили и панков, и снобов.
Первый же концерт — и успех. Критики ругают, а коллеги по цеху косят под «Жаб». Теперь к урские группы поют на английском или просто издают англоподобные звуки.
Параллельно Кретин (под именем Марк Кляшторный) вместе с всё тем же Кэшем развлекают публику в группе «Мешок с д...ом». Лысый Марк, обвешанный презервативами, со следами губной помады на лице распевает со сцены о Карлсоне, Карлике Носе и женщинах.
Между тем записи «Жаб» попадают в столицу. Почти сразу — приглашение выступить в московском клубе. В родные пенаты Кретин со товарищи возвращаются звёздами. Видимо «московские гастроли» подействовали и на чиновников: группа получает помещение в здании церкви на Горького.
От «Аристона» к «Псевдоаристону»
Инди-клуб «Аристон» создавали всем миром: музыканты отложили инструменты и взяли в руки молотки и отвёртки. Лозунг заведения: «Пьём до дна, курим до фильтра». Клавишник «Жаб» делает популярный «жабий» коктейль: много водки и чуть-чуть газировки. Ни одно мероприятие не обходится без самопального стриптиза. Насколько довольны участники, настолько же в ужасе администрация.
Настроения влиятельных лиц, подаривших место под «Аристон», меняется. Во время рейдов в клубе стражи порядка обнаруживают в карманах публики дурь.
Помещение возвращают церкви, а клуб переезжает сначала в ДШИ №1, затем в ДК Железнодорожников, но в конце концов закрывается. Ненадолго возрождается он в начале нового века под руководством Андрея Струкова. Проходят фестивали «Аристушки», пытаются быть популярными молодые группы. Но это уже другая история.
Вместо послесловия
Поколение 80 — 90-х зажигало на сцене, как сегодняшней молодёжи и не снилось. Сегодня это начальники, предприниматели, отцы семейств. Однако гитары зачехлили не все. Евгений Штукин вместе с Александром Хуснутдиновым играют в одном из кафе Курска. Шту занялся политикой — призывает вернуться «назад в СССР».
Элла Васильева — клавишница «Нет проблем» — учит детей играть рок в Доме пионеров. А панк Кирилл Латышев вместо водолазок со следами помады носит костюм, очки, работает юристом и играет в хоккей...
ЕСТЬ МНЕНИЕ
А что дальше?
Евгений Морфий, журналист, солист группы «Пятна Роршаха»:
— По моему мнению, современный курский рок потерял всякую преемственность от той музыки. Сейчас музыкальный рынок перенасыщен, и, чтобы группе из провинции куда-либо пробиться, надо иметь либо много денег, либо много связей, либо много таланта, подкреплённого двумя другими условиями.
Владимир Шумаков, журналист, бас-гитарист U.235:
— Не думаю, что кто-то из сегодняшних курских музыкантов помнит хоть одного музыканта из 90-х. Может, через 20 лет появятся люди, готовые дать слушателям что-то свеженькое. Вот только и слушателям этого не надо. Лайкнут, репостнут и забудут тут же.
Читать все комментарии