За хлебом — в церковь, в кино — в монастырь

Накануне Светлого праздника Пасхи «Житьё» вспоминает, как здания курских церквей использовались в советское время

20.04.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

На Руси церковь всегда была средоточием жизни. На соборных дворах происходили народные собрания, шла торговля. Во время вражеских набегов селяне прятались под храмовыми сводами. С приходом советской власти у монастырей отняли статус и землю, а помещения раздали. Однако жизнь не ушла из храмов, она продолжалась. И люди снова и снова ходили в церкви, пусть и не только за пищей духовной.

За хлебом ходили к алтарю

Введенский храм, расположенный на пересечении улиц Дубровинского и Маяковского, недавно отметил 250-летие.

Правда, после революции ему пришлось примерить на себя роль магазина. В 30-х годах местные жители ходили за хлебом к алтарю.

После начала Великой Отечественной храм неожиданно открыли для богослужения, а его подвал спасал прихожан от бомбёжек.

В 1973 году церковь собирались снести. Когда взрывчатка для сноса была уже подготовлена, вмешалось столичное начальство, и церковь осталась.

 

В подвале храма парились и купались

Храм Ахтырской иконы Божией Матери, расположенный по адресу: Ахтырский переулок, 7а, — после эпохи Советов не восстановился до сих пор: от постройки 1760 года едва осталась половина.

В 30-е годы под церковными сводами заработал матрасный цех артели незрячих инвалидов. В 1950 году храм подвергся перестройке, а в 60-х отдан под склад «Медтехнике». В подвале здания распологались бассейн и парная.

Когда в 1997 году храм всё-таки был возвращён церкви, он представлял собой ветхое строение с полуразрушенными стенами, покрытыми плесенью. Сегодня службы в нём проводятся параллельно со строительством и реконструкцией.

 

Рок по-монастырски

Сразу после революции на территории Свято-Троицкого женского монастыря организовали лагеря принудительных работ: в кельи заселили заключённых, территорию обнесли колючей проволокой.

В 80-х годах сюда переезжает центр народного творчества и культурнопросветительной работы. Открываются концертный и выставочный залы, библиотека для слепых. Здесь же работает театр-студия «Эй», а затем открывается второй в городе рок-клуб. По стечению обстоятельств первый курский рок-клуб располагался в здании костёла на улице Марата.

Однако из-за жалоб местных жителей в 1994 году рок-клуб выселяют, а помещения возвращают женскому монастырю.

 

Кино, конфеты и ЗАГС

Знаменский мужской монастырь сменил много хозяев, до того как снова стать храмом. В 1920 году батальон внутренней охраны занял строение, а во дворе командир решил производить занятия с артиллерийскими снарядами. В дело вмешался Наркомат просвещения, и военным пришлось свой аппетит умерить. Однако через год при проверке обнаружилось, что монахи всё же выгнаны.

В октябре 1926-го все здания бывшего монастыря (кроме занятых батальоном) передали краеведческому музею. Вскоре здесь открылось 10 выставочных залов, а остальные помещения музей сдал в аренду. В четырёх монастырских флигелях разместились пекарня, конфетная фабрика, архив ЗАГС и даже жилые квартиры.

В 1932 году приход был окончательно ликвидирован, а собор начали перестраивать под кинотеатр «Октябрь». Были снесены две колокольни и четыре маленьких купола. Большой купол решили оставить, дабы не искажать исторический внешний вид. Открытие «Октября» состоялось 23 сентября 1937-го показом фильма «Пётр I».

 

Дело — труба

В 1934 году началась перестройка под хлебозавод церкви Преображения Господня, находившейся в Преображенском парке на Золотаревской улице (ныне Гайдара).

Однако строительство не закончили и при отступлении Красной Армии 30 октября 1941 года здание взорвали. На этом месте до наших дней сохранилась труба хлебопекарни.

 

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».