Врачам запретили прописывать «Но-шпу»

С 1 июля закон запрещает докторам рекомендовать пациентам лекарственные бренды, они могут назначить только действующее вещество

18.05.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Новый приказ Минздрава РФ теперь предписывает именно такую форму выписки лекарств — по так называемому международному непатентованному названию, а не по привычному названию торговой марки. То есть вместо «Нурофена» в рецептах будет указан ибупрофен — название основного действующего вещества, а вместо, скажем, новомодного «Фервекса» — известный ещё нашим бабушкам парацетамол.

Лекарство выберет пациент

По мнению авторов нововведения, вступающего в силу с 1 июля 2013 года, оно поможет исключить возможность сговора между медиками и фармацевтическими фирмами. Как происходит такой сговор, многие куряне наблюдали лично. В коридорах поликлиник нередко можно встретить энергичных молодых людей с папочками, снующих по кабинетам. Это представители медицинских фирм, которые уговаривают врачей выписывать пациентам именно их продукцию. Естественно, за соответствующее вознаграждение.

Предполагается, что теперь врач больше не сможет выписать конкретное лекарство — только вещество, нужное для лечения. Выбирать препарат пациент будет сам — в аптеке, где ему представят несколько препаратов с одинаковым действующим веществом. А он уже решит, какой ему больше нравится: парацетамол, «Тайленол» или «Панадол».

Правда, эта идея уже вызвала скептическую реакцию у значительной части врачебного сообщества. Во-первых, исключив сговор врачей с фармакологическими компаниями, авторы нововведения, по сути, толкают к такому сговору работников аптек. Покупатели, особенно пожилые, склонны прислушиваться к советам аптекарей. А тот может посоветовать всё, что угодно. И второй аргумент: несмотря на единое действующее вещество, разная рецептура препаратов всё равно имеет значение.

— Фармакологическое действие медикаментов зависит не только от действующего химического вещества, но также от большого количества других факторов — свойств растворителей, наполнителей, формообразователей и т. п. — говорит врач Зоя ФРОЛОВА. — Также имеют значение технологические особенности производства, влияющие на усвояемость таблеток, качество очистки от примесей, свойства оболочки, покрывающей таблетки, и многое другое.

Корреспонденты «Житья» провели небольшой эксперимент: мы обошли около десятка курских аптек, спрашивая капли в нос от насморка. Как правило, сначала фармацевты предлагали препарат подороже. И лишь после просьбы поискать что-нибудь попроще находили более дешёвые аналоги.

Испытано на льготниках

Новую схему обес­печения лекарствами уже испытали на себе льготники, получающие бесплатные препараты. Дело в том, что согласно закону о госзакупках при объявлении торгов на лекарства указывается только их международное название. А выигрывает торги фирма, предложившая самую низкую цену на свою продукцию. А это, как легко догадаться, как раз и есть самые простые лекарства.

Чаще всего так называемые дженерики, копии популярных дорогих препаратов.

Если же пациент считает, что бесплатное лекарство недостаточно хорошо действует, дорогой аналог от знаменитой фирмы ему придётся покупать уже за деньги. И нередко именно так и приходится поступать.

— Польский «Реланиум» и «Седуксен» фирмы «Гедеон Рихтер» — отличные препараты, — говорит врач-нейрохирург Павел РУДИЧ. — Наш «Диазепам» (по химической формуле это тот же «Реланиум» и «Седуксен») действует однозначно хуже. А российский ампулированный «Феназепам» вообще вода! Психиатры сообщают, что российский «Флуоксетин» очень плохо справляется с депрессией по сравнению с «Прозаком» (тот же «Флуоксетин», но производимый на Западе). Но 14 таблеток нашего препарата стоят от 80 до 100 рублей, «Прозак» — более 500 рублей за те же 14 таблеток.

И тем не менее решение принято. Правда, каких-то ясно прописанных рекомендаций по исполнению нового закона и способов контроля за его исполнением нет. Но у министерства есть ещё полтора месяца на выработку этих рекомендаций. Пока же в областном комитете здравоохранения уверены: ничего страшного не происходит и закон в целом правильный.

Как правило, в аптеках представлены препараты разных производителей, и пациент может сам выбрать подходящий. Может быть, не стоит подозревать всех врачей в корысти, ведь ничего не мешает устно спросить, какие же таблетки в данном случае лучше подействуют.

КСТАТИ

Отличие оригинальных лекарств и дженериков

На разработку оригинального лекарственного препарата тратится очень много времени и денег. Оно проходит серьёзные испытания, в ходе которых подтверждается его эффективность и безопасность, на разработки может уйти от 5 до 10 лет. Потом лекарство патентуют, то есть только производитель может выпускать препарат с таким действующим веществом. Но патент действует от 10 до 20 лет. По истечении его срока действия воспроизвести лекарство, используя то же самое вещество, может другой производитель, естественно, уже под другим торговым названием. В итоге аналог получается гораздо дешевле, он в отличие от оригинала проходит минимальные испытания и идёт в продажу. Вот только первый производитель не сообщает «последователям» ни вспомогательные вещества, присутствующие в лекарстве, ни технологию его производства. Поэтому отношение к джененрикам неоднозначное. Полными аналогами их считать нельзя. Впрочем, в связи с нововведениями в России планируется масштабная ревизия фармацевтического рынка. Это прописано в стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года, одобренной правительством. Будет пересмотрен весь спектр лекарственных препаратов, оригинальных препаратов и их аналогов. Те из них, которые были зарегистрированы на основе ограниченных клинических исследований, без серьёзной доказательной базы их эффективности, будут с рынка выведены.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».