Соловей — не только птица!

Корреспонденты «Житья» собрали знаменитых курских соловьёв на одной странице

15.06.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В этом году в Курске возродилась акция всенародного учёта соловьёв: с 17 по 19 мая все желающие, услышав знакомые трели, могли позвонить орнитологам по телефону и сообщить местонахождение голосистых птах. 4 июня были обнародованы результаты, и они не вселяют оптимизма. Во время прошлого подсчёта на «Соловьиной ночи-2006» куряне насчитали порядка 500 певчих самцов, а в этом году — всего 440 экземпляров.

Дело в том, что за семь лет Курск изменился, поясняют сотрудники заповедника.

Город расширяется, а значит, излюбленные места обитания соловьёв идут «под снос».

Хотя, поскольку «переписью» занимались добровольцы-энтузиасты, не факт, что зафиксированы все птицы.

Ну а пока «Житьё» решило вспомнить, какими ещё «соловьями» знаменит Курск.

Соловьи на гербе

Уникальный музей «Курский соловей» открылся в 2007 году. Экспозиция названию соответствует полностью: более 500 экспонатов посвящено пернатым певцам. И количество их регулярно растёт. Со всей России в музей присылают редкие записи трелей, подлинные документы, значки, марки, глиняные фигурки, посуду — всё, что связано с соловьиной тематикой.

— На флаге и гербе Сармановского района Республики Татарстан изображён соловей, — говорит руководитель музея Любовь Ерёмина. — Другой уникальный экспонат — подлинник родословной русских царей 1864 года, составленной историком Сергеем Соловьёвым. Ведь фамилия этой семьи пришла с Курской земли. А пару лет назад замечательный подарок нам сделали дочери знаменитого «курского соловья» Ивана Суржикова Екатерина и Елизавета — они передали восемь концертных костюмов своего отца. Такого вы ни в одном музее не найдёте!

Девочка из курского автомата

Песня про девочку, которая плачет в автомате, получила всенародную славу задолго до Евгения Осина, исполнившего её в начале 90-х годов. Ещё 20 годами раньше записанный на магнитные ленты дворовый хит ходил по стране. Авторам записи благодарные слушатели дали имя «Курские соловьи» и провозгласили: от них пошёл весь русский шансон.

У быстро ставшего известным коллектива было и другое название — «Слепые».

Дело в том, что все музыканты — члены группы были инвалидами по зрению.

Родилась группа в стенах Курского музыкального училища (ныне колледжа) для слепых — именно сюда со всей страны приезжали наделённые прекрасным слухом, но лишённые зрения люди. Из талантливой молодёжи выделился костяк во главе с Александром Михелем, поддержка нашлась в лице преподавателя Ивана Холявченко. Идея была новаторской, но простой — записать песни, которые по вечерам исполняют в каждом дворе, на одну кассету.

За пару лет записи разлетелись по стране. Весь СССР пел «Алёнку», «Дым сигарет с ментолом», «На старинном иркутском вокзале», «Волны охотские плещут, шумят». В песне Ивана Холявченко «Случай в Курске» идёт речь о событиях 1968 года, когда два дезертира устроили на Привокзальной площади массовый расстрел.

Жизнь разбросала «Слепых» по стране — выпускники колледжа в итоге разъехались по домам и осели. Однако музыку не бросили. А записи талантливых «соловьёв» любители русского шансона и сегодня собирают и переписывают. Теперь это идеал и раритет.

Он же памятник!

Тот факт, что в самом соловьином городе нет памятника главному символу губернии, курян удивлял давно. Вопиющую несправедливость пытались решить и администрация, и частные лица. Первым дань птахе отдал курский художник Олег Радин — более 10 лет назад возле галереи «АЯ» появился памятник-фонтан. Забавное творение называлось «Соловей сущий».

Век памятника был недолог: неизвестные вандалы его уничтожили. Олег Михайлович долго собирался с силами и в прошлом году выдал новую порцию креатива и новый памятник-фонтан: вместо одного соловьёв стало три. Название изменилось мало — памятник именовался «Соловьи сущие». А их прообразами, по словам автора, стали Филипп Киркоров, Николай Басков и Дима Билан.

В администрации города решили не отставать от рядовых курян и провели конкурс на лучший памятник соловью ещё в 2011 году. Всего было рассмотрено шесть работ. По итогам конкурса именно работу Сергея Горякина и Александра Коновалова было решено разместить на улице Кати Зеленко. Но из-за нехватки финансирования воз и ныне там.

Разбойник — наш!

Ещё в 60-х годах курский археолог и публицист Юрий Александров-Липкинг провозгласил: былинный Соловей-разбойник — наш земляк. В былине даны конкретные указатели, считал историк: на территории Курской области и сейчас есть речка Смородина, селения Чёрные Грязи и Берёза. Всё указывает на Льговский район.

Местные жители утверждают — упомянутый в былине Ливадийский крест тоже имел место на их территории, а что касается «сырого дуба», на котором восседал сам разбойник, то этого добра в былые годы хватало. Просто до наших дней не сохранились.

С льговчанами готовы поспорить работники суджанского краеведческого музея. Пусть и называется их река Скородина, а не Смородина, зато местный фольклор полон рассказов о лихих разбойниках, в том числе и Соловье. Даже развилку дороги местные жители покажут, где встретились разбойник и богатырь.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

«Курский соловей» — звучит!

Именно на Курской земле имеют хорошую привычку гнездиться самые голососистые соловьи. И дело не в видах и подвидах птиц: в соловьиной речи, как и в людской, существуют разнообразнейшие наречия. Сумской, рязанский, московский, курский, а также щигровский, косторенский... Из всего многообразия певчих именно за представителей курского напева когда-то платили как за коров и лошадей. Спрос только способствовал увеличению цен — с XVIII века держать дома соловья было модно, особенно бойко торговля ими шла на Коренской ярмарке.

Подготовила Оксана ВАРЛАМОВА.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».