Кукольный дом

В женской колонии душевное равновесие заключённых поддерживают с помощью самодельных кукол

29.06.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В женской колонии №11 аккуратные клумбы, есть фонтан, строится храм, но от лязганья металлических дверей на проходной вздрагиваешь. Неприятное ощущение даже усиливается, когда попадаешь на светлую и чистую внутреннюю территорию колонии. Зона остаётся зоной. Все 225 осужденных — рецидивистки. Наркоманки, убийцы, воровки. Чтобы помочь женщинам выбраться из этой ямы, в колонии организованы курсы коррекции по методу психодрамы, на которых узницы играют в куклы. 

До 2011 года в это исправительное учреждение отправляли подростков. Затем колонию преобразовали в женскую. Контингент сменился, а персонал остался тот же. Старший психолог психологической лаборатории Светлана Лукьянец на своём посту 12 лет. С изменением профиля колонии пришлось менять и методы работы с осуждёнными. Если у подростков в большинстве случаев зашкаливала агрессия, то на нынешних осуждённых лежит целый груз эмоциональных проблем. 

— Работать с женщинами-заклю-чёнными я начала с 24 мая прошлого года. Они сразу пошли на индивидуальные консультации, — вспоминает Светлана Николаевна, — Проблемы с родителями, мужьями, детьми, переживания прошлых лет, которые не отпускают и дают почву для совершения преступлений. Я поняла, что мне необходимо что-то, что способствует возникновению доверия. И появилась идея — куклы! С ними любят играть дети. А наш контингент — девочки в прошлом. 

Психологическая лаборатория — домик на территории колонии. Библиотека, комната для занятий, аквариум. Здесь родились и поселились куклы. К швейному производству приобщили троих положительных заключённых. 

— Мы же ограничены в выборе гардероба, поэтому одеваем кукол, — объясняет осуждённая Надежда Николаева. — Придумываем наряды из самых красивых лоскутков. 

Надежда непосредственна и ранима. Счастливое детство, интеллигентная обеспеченная семья, престижный университет. Надя в совершенстве владеет французским языком. Это её третий срок. За решётку привели наркотики. У неё есть надежда выйти условно-досрочно. А пока Надя ревностно следит за своими куклами.

— Парадокс, но я никогда не шила и вот научилась, — улыбается она. — Сначала просто шили, потом стиль придумали. Рыжие нитки — копна волос. 

Осуждённая Ольга берёт в руки сразу трёх кукол — на свободе её ждут трое детей: сыновей-близнецов и дочку воспитывает бабушка. Ольга у психолога частая гостья. С Надеждой они подруги: ровесницы, обе образованные, из благополучных семей. И статья одинаковая. Вот только Ольга наркотики попробовала уже в сознательном возрасте. А до двадцати лет даже не курила.

Первый срок подкосил молодую женщину. «Жизнь потеряла смысл», — поясняет она. После выхода на свободу пыталась наладить жизнь — родила дочь. Однако всё повернулось по старому. Второй раз Ольгу посадили на шесть лет.

Она признаётся, только на втором сроке многое осознала. Чувство вины теперь не гложет её, а мотивирует вернуться в семью, к маме и детям.

— Я виновата в том, что мои дети растут без меня, — говорит она. — Куклы — это мои дети. Я с ними разговариваю, прошу прощения. Становится легче. Я теперь и в письмах прошу прощения. Отвечают, что не сердятся, ждут.

Игра начинается сама собой. Психолог просит Надежду рассказать о кукле, которую держит Ольга. 

— У Манечки всё впереди. Она добрая, будет в институте учиться на филологическом. Всё будет хорошо. Ну может, стипендию один раз украдут — это самое страшное, что с ней случится, — говорит Надежда. И непонятно, рассказывает она о кукле Маше или о самой Ольге. 

— В этот раз она не плакала, — поясняет после сеанса психолог. — Это хорошо.

Впрочем, психологическая разгрузка нужна не только осуждённым, но и персоналу. Сейчас в колонии обустраивают кабинет для сотрудников. Здесь правит бал психолог Ирина Суринская. Интересуюсь, играют ли в куклы сотрудники.

— Нет, они играют в песочек, — смеётся она и добавляет серьёзно: — То есть проходят курс песочной терапии.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Главное — мотивация

— Работа психологов с осуждёнными начинается ещё в СИЗО, — говорит начальник ИК №11 Владимир Толстихин. — Метод психодрамы, применяемый вместе с другими методами психологической помощи, оказался действенен: если в 2012 году по УДО освободились 3 женщины, то уже с начала этого года на свободу вышли 10. Из тех, кто занимался психодрамой, назад пока не вернулся никто.

— Метод психодрамы эффективен при работе с детьми и людьми, чьё поведение нарушает норму, — считает психолог Иван КОЗЛОВ. — Консультация — это просто разъяснение, а психодрама — коррекция через действие. Но полезна она тем, кто мотивирован для участия в сеансе.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».