«Я выступала на одной сцене с Лидией Руслановой»

78-летняя Тамара Голубева прожила удивительную жизнь — танцевала балет на сцене Мариинского театра и добывала золото на Чукотке

10.08.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Крохотные балетные тапочки на ладони 78-летней женщины смотрятся трогательно. Тамара Голубева показывает корреспондентам «Житья» свои первые пуанты, которые примерила в 10-летнем возрасте в 1945 году. Последние два года Тамара Аразбековна почти не выходит из своей квартиры: букет болезней — от сахарного диабета до остеоартроза — даёт о себе знать… Но жизнь, которую она прожила, настолько ярка и насыщенна, что о ней впору снимать кино.

Тамара Аразбековна Голубева (в девичестве Тебоева) родилась в 1934 году в Северной Осетии. Отца своего она не помнит. Воспитывали её мать и бабушка. В 1940 году маму отправили в командировку на Дальний Восток. А потом началась война, бабушка умерла, связь с матерью была потеряна, и Тамара попала в детский дом.
Уроки музыки от сестры Шостаковича

Неизвестно, как сложилась бы жизнь девочки, если бы в 1945 году в СССР не был объявлен курс на обучение детей различных национальностей танцам, музыке и пению. Тамара так хорошо танцевала и двигалась, что прошла отбор в Ленинградское хореографическое училище для обучения балетному танцу.

Вспоминая о годах обучения в Ленинграде, Тамара Аразбековна рассказывает, что ей преподавала фортепьяно старшая сестра композитора Дмитрия Шостаковича Мария Дмитриевна. И что мать легендарной балерины Галины Улановой Мария Фёдоровна Романова, хореограф-педагог, подкармливала её винегретом в буфете. А сама Уланова не раз принимала юных танцовщиц, включая маленькую Тамару, у себя на даче в Ушково.

Ещё обучаясь в училище, Тамара Тебоева танцевала в отчётных спектаклях на легендарной сцене Кировского (ныне Мариинского) театра. И вот в последние дни в училище, когда юные балерины готовились разъехаться по театрам страны, Тамаре пришла телеграмма от матери, которая нашла дочь и позвала её к себе в Магадан.

Рядом с великими

Так началась новая страница в жизни Тамары. В Магадане она устроилась в ансамбль песни и пляски им. Дзержинского, который тогда гремел на весь Дальний Восток. Тамара Аразбековна с улыбкой показывает фото ансамбля.

– А это знаете кто? — указывает на парня в среднем ряду. — Певец Володя Макаров («Наша служба и опасна, и трудна», «Последняя электричка» и др. — «Житьё»). Правда, тогда он ещё не был знаменитостью.

В Магадане Тамара Тебоева познакомилась со ссыльным джазовым трубачом, дирижёром и композитором Эдди Рознером, за свою блестящую импровизацию прозванным белым Армстронгом. А на гастролях в Хабаровске Тамара выступала на одной сцене с легендарной певицей Лидией Руслановой.

– Помню, Лидия Андреевна сказала мне: «Деточка, береги то, что дано тебе природой, — зубы и волосы», — улыбается Тамара Аразбековна.

Там же, в ансамбле, Тамара познакомилась со своим первым мужем, танцором Анатолием Ломовым, родила сына. Однако пристрастие супруга к алкоголю разрушило их брак.

Со сцены на золотые прииски

Второй муж Тамары Аразбековны Вадим Голубев работал на золотых приисках в Магаданской области и на Чукотке. Стал главным геологом «СоюзАлмазЗолота». А балерине пришлось осваивать новые для себя профессии — отдувальщицы шлихов, опробщика-промывальщицы золота, техника по горным работам.

– За 17 лет работы мой супруг дал стране 250 тонн золота, — рассказывает Тамара Аразбековна. — Месторождения золота были лакомым куском для аферистов. Вадиму часто предлагали провести часть золота без отчётности. Но он отказывал, чем нажил кучу врагов.

Голубева начали выживать с должности. Вскоре после увольнения он умер — ему было всего 52 года. Для своей семьи несметных богатств нажить он не сумел. Всё, что смогла приобрести Тамара Аразбековна на многолетние сбережения, — эта трёхкомнатная квартира в Воронеже, куда в конце 1970-х и перебралась вместе с младшим сыном (сейчас ему 46 лет).

Сейчас женщина, которая порхала над одной из главных сцен страны, с трудом ходит по квартире. Сын не в состоянии ухаживать за матерью, он сам еле передвигается — пару лет назад у него был тяжелейший перелом, ногу пришлось собирать по частям. Старший сын, которому уже 56 лет, двое внуков и двое правнуков живут в других городах.

Всё, что осталось у Тамары Аразбековны от её яркой жизни, — это альбом с выцветшими фотографиями, где она танцует в балетной пачке; потрёпанные афиши с её концертов; грамоты; вырезка из газеты «Заря Севера» за 1972 год, где про неё вышла статья… Ах да, ещё те самые первые крошечные пуанты. Но и это, согласитесь, не так уж и мало, чтобы сказать, что жизнь прожита не зря.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».