Укротитель ветров

Курский изобретатель Петр Тимофеев построил ветряную электростанцию, которая полностью отапливает его дом и обеспечивает горячей водой

02.08.2014 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

До Большого Солдатского из Курска ехать час. Дорогу к дому местного изобретателя Петра Тимофеева можно и не спрашивать — он виден издалека. Над двухэтажным кирпичным домиком возвышается огромный вращающийся винт — единственная, как утверждает хозяин, успешно действующая в России самодельная ветроэлектростанция. По крайней мере, на просторах Интернета упоминаний о подобных чудесах нет. 

По принципу чайника

Петру 41 год, он женат, воспитывает маленькую дочку. Его творение действительно впечатляет. Огромные стальные лопасти вращаются так мощно, что стоять под ними страшновато. Идея превратить летающие над головой мегаватты в электричество пришла Петру в голову лет 10 назад. «Какой я инженер, если ничего не сделаю», — подумал тогда выпускник Новочеркасского инженерно-мелиоративного института и принялся за дело.

Строительство заняло около года — большую часть деталей Пётр сварил самостоятельно, задний мост взял от ГАЗ-53, что-то купил. Знакомые крановщики помогали ему поднимать винт весом полтонны. Ветряк заработал и вот уже восемь лет питает дом Тимофеевых. Энергия ветра превращается в тепловую энергию для обогрева дома. 

— Лопасти сделаны по принципу крыла самолёта. Работа происходит путём косого удара ветра о лопасть. Удар приводит в движение винт, который вращает редуктор с двумя повышающими передачами и генератор, вниз идёт электрокабель. Электричество преобразуется в тепло электротенами — нагревательными элементами, примерно такими же, как в чайнике, — объясняет Пётр.

Тепловой аккумулятор находится под домом — ветряк греет 5,5 тысячи литров воды, часть которой циркулирует по трубам и отапливает дом жилой площадью 99 квадратных метров. Использовать энергию ветра для электричества инженер считает нецелесообразным: ветер — явление нестабильное, в сети будут сильные перепады напряжения. 

Эксперимент окупился

Петру Тимофееву не нравится, когда его сравнивают с Кулибиным и Уфимцевым. Первый был гений, а Пётр себя таковым не считает, второй — воинствующий атеист. Наш же герой в Бога верит.

— Уфимцев много чего полезного сделал, но его кто-то продвигал, работы рекламировались, — говорит Тимофеев. — Некоторые вещи делались неоправданно — например, зачем на каждый ветряк совать инерционный аккумулятор, мне непонятно. 

На свой эксперимент Пётр потратил около 50 тысяч рублей, помогли советские справочники 50-х годов и интернет-литература. На выходе получилась ветряная электростанция высотой 15 метров и размахом крыла около 10 метров и полная независимость от горячего водоснабжения и газа. Ветряк окупился уже несколько раз.

— Я не преследую цель получить независимость от коммунальных услуг, поверьте, если бы мне было это не выгодно, я бы давно перестал ими пользоваться. К дому подведено электричество, я пользуюсь водопроводом. В месяц выходит около тысячи рублей, без ветряка платил бы около восьми. Газом пользоваться не вижу смысла — есть энергия ветра, есть солнечные батареи, есть, в конце концов, дрова.

Просим Петра продемонстрировать превращение энергии ветра во что-нибудь полезное для хозяйства. Хозяин приносит удлинитель, электропилу и сухое дерево. Пила визжит, летят мелкие щепки…

— Энергия накапливается в аккумуляторе. Отапливать дом хватит дня на три. У ветряков две проблемы — ветер слабый и ветер сильный. Максимальная скорость, при которой он работает, — 18 метров в секунду. Выше — будут перегрузки, поэтому он автоматически останавливается при урагане.

Энергетики против

— Здорово! А что у вас ещё есть?

Пётр хмурится. Мы договаривались только на разговор о ветряке, хотя подразумевали и другие изобретения Тимофеева. Например, газогенераторную печь, мини-ТЭЦ из старого автомобиля, солнечные батареи… 

— Все спрашивают одно и то же, а пользы никакой, — говорит он. — Мои изобретения никому не нужны, мои навыки нигде не востребованы. В курских вузах со мной готовы общаться только через запросы, а энергетики вообще говорят о невозможности и неэффективности использования ветряков. 

После вхождения Крыма в состав России Пётр звонил тамошним коллегам. Полуостров — почти идеальное место для ветряных электростанций. Изобретателю хочется поработать в сфере промышленной ветроэнергетики. Да и вообще интересно попробовать себя там, где его навыки нужны. В родной деревне его мозгам тесно, и это очевидно.

КСТАТИ

Ветряные электростанции в России не популярны

По оценкам специалистов, ветер может давать России 10% необходимой электроэнергии, но на деле объем её выработки не доходит и до 1%. Для сравнения: Дания сегодня получает 25% энергии из ветра. 

В России сейчас работают несколько ветровых электростанций. Одна из крупнейших — Зеленоградская ВЭУ (Калининградская область). Её суммарная мощность составляет 5,1 мегаватт. (Мощность четырёх энергоблоков Курской АЭС — 4 гигаватта).

В мае 2014 года была открыта первая ветряная электростанция в Мурманской области. Также до 2016 года предусматривается дальнейшее введение ветропарков в Лавозёрском и Терском районах этого региона.

Константин Ожехов.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».