Утилизируй это!
5 простых вопросов про программу обмена старых машин на новые
В России возобновили программу утилизации автомобилей. Владельцы машин старше шести лет могут сдать их в автосалоны и получить скидку на покупку нового авто. Под Новый год дилерам обещают компенсировать затраты на предоставление скидок. В автосалоны звонят желающие, но сдать авто пока не получится, так как неизвестны подробности программы. Ведётся предварительная запись, в очередь только в одном салоне встали уже более 100 человек.
Ну а пока в автосалонах не выросли очереди, мы нашли ответы на самые важные вопросы о грядущей программе.
1. Когда будет действовать программа?
Официально программа стартовала 1 сентября и закончится 31 декабря 2014 года. Однако фактически всё начнётся не раньше чем через две недели, ориентировочно 15 сентября. Автосалоны ждут подробных инструкций. Сроки завершения программы также могут быть изменены — в 2010 году программу продлевали.
2. Какова скидка?
В отличие от первой программы утилизации в этом году кроме легковых авто сдать можно будет грузовики и даже автобусы. Главное требование — машина должна находиться в полной комплектации: наличие кузова, двигателя, коробки передач и других элементов трансмиссии, органов управления, колёс, аккумулятора, панели приборов, штатного электрооборудования, сидений (при этом совершенно не обязательно, чтобы автомобиль был на ходу). Автомобиль не должен быть повреждён.
* легковые — 50 тысяч рублей (по схеме «трейд-ин» — 40 тысяч);
* внедорожники — 90 тысяч рублей (по схеме «трейд-ин» — 75 тысяч);
* малотоннажные грузовые автомобили — 120 тысяч рублей (по схеме «трейд-ин» — 100 тысяч);
* грузовики до 4 тонн — 175 тысяч рублей (по схеме «трейд-ин» — 145 тысяч);
* среднетоннажные грузовые машины — 200 тысяч рублей (по схеме «трейд-ин» — 165 тысяч);
* тяжёлые грузовики и автобусы — 350 тысяч рублей (по схеме «трейд-ин» — 300 тысяч).
3. Что можно купить?
* Легковые: вся линейка авто «АвтоВАЗ» (17 моделей), Volga Siber, Kia Spectra, Sorento, Hyundai Sonata, Accent, Fiat Albea, Nissa* Teana, Toyota Camry, Chevrolet Cruze, Opel Astra, Ford Focus и Mondeo, Renault Loga* и Sandero, Skoda Fabia и Octavia.
* Внедорожники: УАЗ Hunter, Patriot, Pickup), HyundaiSanta Fe, SsangYong Actyon, Kyron, Rexton, Actyo* Sports, Nissa* X-Trail, Volkswage* Tiguan, Chevrolet Niva, Chevrolet Captiva, Opel Antara.
* Микроавтобусы и фургоны: Fiat Doblo Panorama, Isuzu NLR85, Fiat Ducato, «ГАЗель».
Как видим, в списке есть восемь иномарок, чья цена в нормальной комплектации не превышает полумиллиона. Это понятно, ведь программа призвана поддерживать отечественного производителя. Цена остальных машин колеблется от 700 тысяч до 1,5 миллиона. Впрочем, и при таких ценах скидка в 50 тысяч будет приятной мелочью.
В 2010 году участники программы столкнулись с несоответствием цен на машины. В новостях сообщали, что по программе можно купить новую «пятёрку» за 90 000 рублей. А в автоцентрах разъяснили, что имелись в виду автомобили 2008 года выпуска. Машин было мало, попали они не во все регионы.
4. Как оформить?
В отличие от прошлого года в этом снимаются ограничения по сроку владения. Так что можно купить старую машину и затем переписать её на себя.
В рамках программы можно как самостоятельно снимать машину с учёта в ГАИ, так и использовать схему «трейд-ин» у дилера.
* Взять полный комплект документов на авто.
* Приехать к дилеру на авто, сдаваемом на утилизацию.
* Распечатать с сайта Минпромторга России бланк свидетельства об утилизации.
* Оформить в дилерском центре доверенность на утилизацию. До получения свидетельства об утилизации автомобиль будет находиться на хранении у дилера до момента снятия его с учёта.
* Выбрать и зарезервировать у дилера новый автомобиль из списка Минпромторга. При получении полностью оформленного и заполненного свидетельства об утилизации завершить оформление нового автомобиля.
* Можно самому снять автомобиль с учёта в ГИБДД и отвезти его на пункт утилизации. Там вы получите свидетельство и с ним идёте к дилеру. Правда, адреса пунктов пока неизвестны.
Четыре года назад автоконцерны обещали: с момента сдачи автохлама в утиль до покупки машины ждать около пяти дней. Но на деле новых машин приходилось ждать по два месяца.
5. На что ещё придётся потратиться?
В прошлый раз возникли проблемы с самой утилизацией. Дилерам пришлось возить старые машины в Москву, Нижегородскую и Тульскую области. В Липецке утилизировали автомобили из Воронежа и Тамбова — в этих регионах Минпромторг не определил своих пунктов утилизации. Это влекло немалые расходы, так что некоторые дилеры отмахивались от автомобилистов. Платили водители не только за уничтожение машины, но и за стоянку на площадке. Стоимость этих услуг не должна была превышать 3 тысяч рублей.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Остерегайтесь мошенников
— Чтобы избежать каких-либо трудностей и ловушек, необходимо доверять своё авто только проверенным дилерам, — объясняет автоюрист Алексей Капустин. — Известны случаи, когда мошенники размещали объявления в СМИ и, уверяя, что действуют в рамках госпрограммы, принимали машины, обещая выплатить деньги владельцам буквально на следующий день. На сайте Минпромторга (www.minpromtorg.gov.ru. — Прим. ред.) в скором времени должен появиться список всех официальных дилеров-участников программы.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
«Лучше бы сдал на запчасти»
При первой программе утилизации не все остались довольны обменом. Алексей Великанов сдал свою машину в утиль и купил ВАЗ-2104.
— Сдал машину на утилизацию, получил сертификат на 50 тысяч рублей и купил новую «четвёрку», — рассказал Алексей. — Доплатить пришлось 150 тысяч рублей. Но радовала меня машина недолго: начала греметь, как ведро, двери закрывались через раз. И тут я понял, что лучше бы свою старую машину на запчасти сдал и подержанную иномарку за те же деньги купил.
Но как пояснили в одном из автосервисов Липецка, такой ход конем полезен будет не всем.
— Выгодно по частям продавать востребованные на рынке модели автомобилей, в основном иномарки, — прокомментировал автомеханик Артём Иванов. — За отечественный автопром, особенно если это классика 1990-х годов выпуска, больше 10 тысяч не выручишь, а это, сами понимаете, невыгодно.
Читать все комментарии