Вместо трамваев в Курске пустят метро

Как Курск может измениться в ближайшие годы, если городские власти найдут силы и деньги на реализацию многочисленных проектов

25.10.2014 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Cмелых проектных идей в истории строительства Курска всегда хватало. И кто знает, будь они все реализованы, Курск мог стать не городом, а сказкой. Однако пока областной центр продолжают заполонять лишь торговые центры и типовые многоэтажки. Мы покопались в старых проектах и выяснили, у каких ещё есть шансы стать реальностью. 

Даёшь парки!

Некогда Курск был зелёным городом с многочисленными церквями, а прекрасная набережная принесла ему звание «Русская Венеция» — так о Курске говорил поэт Фёдор Тютчев. Однако эпоха коллективизации и индустриализации оставила свой след — приличных парков в городе раз-два и обчёлся. Вернуть городу цветущий вид пыталось не одно поколение планировщиков, однако идеи дальше бумаги не шли. В последнем масштабном генеральном плане, рассчитанном на период до 2020 года, озеленению уделяется большое внимание. Только в Центральном округе скверов, парков и бульваров должно появиться 185,24 гектара. 

* Самые грандиозные планы — парк со спортивным комплексом в пойме реки Кур площадью 47 га, парк на пересечении 1-й Пушкарной улицы и Офицерского переулка и парк на пересечении улиц Малиновой и Бочарова.

* Вдоль реки Тускарь планируется привести в порядок и организовать участки для активного отдыха. Это худо-бедно, но уже делается в парке имени 50 лет ВЛКСМ. А вот преобразование в прогулочную зону берега реки Кур вряд ли начнётся скоро, ведь для этого необходимо убрать гаражи и прочие постройки, расположенные прямо у кромки воды. Если это удастся сделать, то после вдоль улицы Верхняя Луговая ляжет продольный бульвар с возможностью выхода к реке.

* Преобразование ждёт и улицу Сонина. Несмотря на крутой спуск к Тускари, она станет набережной. Проектировщики «предсказывают» создание пешеходного бульвара с выходом к реке — всё, что расположено между рекой и улицей, будет снесено, смотровые площадки заменят видовыми, а к разбитому у реки парку будут вести лестничные серпантинные спуски.

* Ещё одна яркая идея, которую, возможно, когда-нибудь реализуют в городе, — спорткомплекс с хоккейным полем, скалодромом и круглогодичным горнолыжным спуском в Юго-Западном районе. Архитектор идеально вписала проект в ландшафт и за это получила престижную премию.

Комментарий специалиста

Зам. председателя комитета архитектуры и градостроительства Курска Максим Цуканов:

— Если найдутся деньги, то всё возможно. В последнее время город только и занимается озеленением. А серпантинный спуск... Есть более насущные вопросы.

Без сноса не обойдётся 

Чтобы что-то построить, нужно сначала что-то снести. Расширение и прокладка дорог, создание парков повлекут за собой удвоенный темп ликвидации ветхого жилья и не только. Пример налицо — улица 50 лет Октября, расширение которой ведётся по генеральному плану.

Проектировщики обещают курянам новые дороги.

* Например, вдоль реки Кур от Добролюбова до Запольной.

* Улица Ямская соединится с Запольной.

* Улица Энгельса с улицей 50 лет Октября через площадь Дзержинского.

Планируется расширить и существующие улицы:

* Запольную, Литовскую и 1-ю Кожевенную — на всём протяжении.

* Улицу Красного Октября — от Запольной до переулка Межевого

* Улицу Карла Маркса — от Красного Октября до площади Перекальского.

* Улицу Верхне-Казацкую — от Запольной до новой дороги, планируемой по пойме реки Кур.

* Улицу Пионеров — от улицы Петра Минакова до улицы Белинского и 50 лет Октября — от Суворовской до Запольной.

Глобальные перестановки

Курянам пора свыкаться с мыслью: привычные объекты могут в скором времени переехать.

* Картинная галерея и краеведческий музей обещают переселить в район Луначарского — Дзержинского — Ендовищенская или просто на «пустырь на полугоре».

* Детская школа искусств №1 и экстренно нуждающийся в новом доме театр кукол могут обосноваться на территории стадиона «Трудовые резервы». При этом театру «обещают» ещё и летнюю сцену. 

* Стадион, а точнее, спортивно-зрелищный комплекс с легкоатлетическим ядром и трибунами на 12 тысяч зрителей  по плану находится около реки Кур, в также планируемой рекреационной зоне.

* Планетарий может получить независимость на Лысой горе, недалеко от нового Дворца бракосочетания. Правда, это перспектива настолько отдалённая, что её не могут комментировать даже в городском комитете архитектуры.

Проблема общественная, транспортная

Год назад было реорганизовано движение по главнейшим транспортным артериям города: улицы Ленина и Радищева стали односторонними с сохранённым двухсторонним движением для маршруток и троллейбусов. Водители так и не пришли к единой оценке: хорошо это или плохо. Как бы то ни было, по проекту принцип одностороннего движения будет внедряться и дальше.

* Преобразование улицы Ленина ещё не завершено: она может стать открытой только для пассажирского транспорта. В том числе — троллейбуса, линии которого перенесут с Радищева. Легковой же транспорт примут на себя полностью освобождённая улица Радищева и расширенная улица Максима Горького.

* Способ избавления от стоянок вдоль дорог — парковочные места проектировщики «разместили» на месте северного трамвайного депо, участок которого уже занят под строительство торгового центра, и стадиона «Трудовые резервы», которому по плану больше нет места на центральной улице.

* Улицы Дзержинского, Красной армии и Карла Маркса получат отдельные полосы для движения общественного транспорта. 

Комментарий специалиста

Член Общественного совета при УГИБДД УМВД РФ по Курской области Игорь Исупов:

— Улица Ленина только для общественного транспорта — идея плохая. Все преобразования упираются в ширину курских дорог и отсутствие парковок. Логичнее и Ленина, и Радищева сделать полностью односторонними, без двустороннего движения общественного транспорта. Однако, чтобы пустить троллейбусы по Ленина, необходимо много столбов, а паутина проводов над Красной площадью вряд ли кого-то устроит.

Простор для трамваев

На данный момент планировщики предлагают развивать в Курске… метро. Правда, лёгкое, наземное, на базе трамвайных путей. То есть курские трамваи, постоянно мешающие другим водителям, обретут изолированные от автодорог пути и прибавят скорости. 

* В лёгкое метро может превратиться линия маршрута № 3 автовокзал — Волокно, продлённая до деревни Дроняево. Состав будет представлять собой два — три вагона, а его скорость приблизится к отметке 80 км/час.

* Все трамваи, пересекающие Московскую площадь, уйдут под землю — в тоннель с выходом на отдельный мост через Тускарь. Тоннельным будет и пересечение линий улиц Запольной и 50 лет Октября — по новой схеме трамвай будет поворачивать с улицы Красный Октябрь на Верхнюю Луговую и продолжать движение в сторону Северо-Западного микрорайона. 

* Трамваи должны идти от улицы Энгельса к 50 лет Октября напрямик, а не через частный сектор. Пути на улице Бойцов 9-й дивизии и проспекте Хрущёва соединят Верхнюю Луговую с Косухина, а через Сумскую можно будет проехать Юго-Западный район. К слову, Верхняя Луговая станет исключительно трамвайной. 

Комментарий специалиста

Член Общественного совета при УГИБДД УМВД РФ по Курской области Игорь Исупов:

— Скоростной трамвай Волокно — Дроняево курянам не нужен! Логичнее наладить сообщение с посёлком Северный. Да и проект при необходимости кардинальной перестройки трамвайных путей если и воплотят, то лет через 60. Создать тоннели уже пытались. В 80-х пустить под город хотели «пьяную дорогу», соединяющую центр с улицей 50 лет Октября. Даже бурить начали. Но деньги закончились.

Через дорогу на эскалаторе

* Количество пешеходных переходов в Курске будет только увеличиваться. При этом речь идёт не о простой зебре, а о подземных и надземных конструкциях. Один из них — подземный на Московской площади — уже строится вовсю. 

* Подземные переходы планируются под площадью Перекальского, улицами Энгельса, 50 лет Октября и под пересечением последней с улицей Дзержинского. Новый наземный переход появится на улице Невского и станет продолжением существующего перехода над улицей Дзержинского. 

* План развития Центрального округа предлагает и вовсе фантастические для города, но интересные для пешеходов решения. Эскалаторная галерея должна связать Центральный рынок с улицой Урицкого. А на улицах Кати Зеленко и Чулкова гора и вовсе предлагается разместить пассажирские канатные дороги, ведущие, как несложно догадаться, к зонам отдыха на реке Тускарь, которые ещё предстоит обустроить.

Комментарий специалиста

Член Общественного совета при УГИБДД УМВД РФ по Курской области Игорь Исупов:

— Для начала необходимо узаконить те пешеходные переходы, которые есть. А вообще наземные и подземные переходы городу необходимы — сейчас только начали делать то, что запланировано ещё в 1992 году. Что касается эскалаторной галереи, то я столько раз предлагал её. В городе много инвалидов, пенсионеров, которые не могут физически преодолеть крутой подъём Полугоры. Но и на галерею, и на подъёмники нужны деньги. Всё это важно и для развития города, и для привлечения туристов. Всё это окупится, но инвестор в городе пока только один.

Какая такая Полугора

Несмотря на то что проект застройки исторической части центра выбран, страсти не утихают до сих пор. Знаменитая Полугора — начало улицы Дзержинского, а вернее, заросший бурьяном пустырь на ней — вечная тема споров и мечтаний. За право переселиться сюда борется краеведческий музей, кусочек одно время обещали и театру кукол. Курская интеллигенция мечтала о духовно-историческом центре в этом месте. Центр будет, но, скорее всего, общественный, а возможно, и деловой. Правда, музей всё же обещают приютить. Однако предложенные проекты застройки не нашли понимания у рядовых курян и историков.

КСТАТИ

Курск строили по образцу Санкт-Петербурга

Первый проект застройки у Курска появился благодаря Екатерине Великой. На Руси строились стихийно — вдоль дорог и рек, исходя из особенностей местности, и Курск, как и другие его современники, к 1760-м годам представлял собой клубок из улочек с деревянными домами. Но пример первого «параллельно-перпендикулярного», построенного по чёткому плану Санкт-Петербурга не давал императрице покоя — именно по её велению за короткий срок крупные российские города были перепланированы и отстроены в камне. 

При создании первого курского плана застройки в 1782 году использовались идеи знаменитого Иоганна Лема, руководившего каменной застройкой Москвы и Санкт-Петербурга. Точки отсчёта — две почти перпендикулярные дороги, идущие на Москву и на Харьков. Именно вокруг будущих улиц Ленина и Дзержинского, а тогда Большой Московской и Харьковской и вырастала прямоугольная сетка улиц с каменными двухэтажными домами. По плану город делился на Нагорную часть с 19 новыми улицами и Закурную — с 24.

— Основным недостатком проекта было то, что в нём совершенно не учли рельеф местности, — объясняет кандидат исторических наук Татьяна Михайленко. — Структура плана, правильная на бумаге, требовала значительной доработки.

Но проект был реализован максимально близко к плану. Правда, для этого пришлось полностью уничтожить образ древнего города-воина. Крепостной ров, находящийся аккурат в месте пересечения главных улиц, был засыпан, и на его месте появилась площадь, которая ныне называется Красной.

Перестройка города стала ударом для жителей. Новые прямые улицы не могли обойти дома, и даже богатые куряне были выселены. Кроме того, потомки воинов, стрельцы, пушкари, переселившиеся некогда из своих слобод в город, выселялись обратно. Деревянным же домам и вовсе не нашлось места. «Деревянность» не прощали даже церквям — многие были снесены и перестроены в камне.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Привокзальные страсти

Не первый год в подвешенном состоянии находится привокзальная площадь. Проект её благоустройства был подготовлен несколько лет назад. Исполнять его бралась череда организаций, но пока ничего не получилось из-за бюрократических препонов. Проект касается трёх участков: на Привокзальной площади появится стоянка, движение будет осуществляться вокруг фонтана или монумента. Два участка слева и справа от вокзала станут платформами для автобусов. На месте стихийного рынка появится сквер.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».