Стоимость обучения в автошколах выросла в полтора раза

Из 89 школ вождения лишь 13 работают в соответствии с законом. Остальные пока не торопятся.

01.11.2014 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Количество работающих в Курской области авто­школ резко сократилось. Причина в изменении законодательства. С 11 августа 2014 года заведения, обучающие будущих водителей, должны получить лицензию в комитете образования. Иначе никакого преподавания. Вся загвоздка в том, что для этого необходимо одобрить программу и материально-техническую базу в Госавтоинспекции. В итоге из всех курских автошкол проверку ГИБДД прошли только 13. Большинство же с возвращением к работе пока не спешат.

Заявление подали только 28 курских автошкол

Всё новое — это забытое старое: до 2010 года инспектирование автошкол сотрудниками ГИБДД было делом обязательным. Упрощение этой практики привело к росту как количества самих школ, так и аварийности на дорогах. При этом главными действующими лицами аварий всё чаще становятся те, кто недавно сел за руль, — например, в Курской области количество ДТП с участием водителей, чей стаж за рулём не превышает трёх лет, с января выросло на 40%. 

В итоге об ошибочности упрощения проверок автошкол заговорили ещё в 2011-м, а в 2013-м началась реформа подготовки водителей. Окончательно судьба автошкол решилась этим летом. По мнению сотрудников курских автошкол, прошедших все проверки, изменения совсем не драконовские: школы вождения должны иметь свой огороженный автодром площадью не менее 27 соток, специальные тренажёры, медицинский кабинет, охрану, условия для питания учащихся, оборудование для обучения инвалидов и собственный сайт. Кроме того, программа обучения должна быть согласована с ГИБДД, а количество обучающихся зависеть от имеющихся автомобилей — соотношение высчитывается по специальным формулам. 

Впрочем, большинство учебных заведений изменения ругают и соответствовать им не хотят. Ведь на достижение соответствия нужны время и немалые деньги.

— С 11 августа сотрудники ГИБДД начали согласование рабочих программ и проверку материально-технических баз, — рассказал начальник отделения экзаменационной, регистрационной работы и технического надзора УГИБДД по Курской области Сергей СИЛКОВ. — Строгих временных рамок нет, но пока из 89 автошкол заявления подали только 28! Из них 13 уже прошли проверку. Отказов в согласовании пока не было. 

Права станут золотыми

Автошколы, не прошедшие аттестацию, лишаются права на преподавание. Они могут лишь оказывать «консультационные услуги». То есть просто рассказывать теоретическую часть будущим водителям, но без практических занятий. Но, как пользоваться этой лазейкой в законодательстве, пока неясно.

Среди автошкол, получивших лицензию, в основном флагманы отрасли. Готовиться к переменам они начали задолго до вступления закона в силу. 

— На подготовку к проверке у нас ушёл год, — рассказал заместитель директора по учебной работе первой автошколы, возобновившей набор учащихся, Сергей САЗОНОВ. — Во многом нам было легче: мы открывались, ориентируясь на существующие требования. Автодром у нас был, преподаватели — с высшим образованием. Саму же проверку мы прошли меньше чем за месяц: сразу 11 августа подали заявление и уже в начале сентября смогли возобновить набор. В итоге простой получился минимальным и безболезненным.

А вот для будущих водителей изменения как раз оказались болезненными. Цена за обучение выросла. Пока в полтора раза. Например, в «Южном» — с 16 до 23 тыс. рублей. Вызвано это и увеличением количества часов занятий, и переоборудованием помещений, и увеличением расходов на бензин и т. д. 

Многие специалисты считают, что из-за резкого снижения конкуренции оставшиеся монополисты начнут ещё поднимать цены. Сокращение числа автошкол приведёт к образованию очередей, ведь число желающих получить права неуклонно растёт. 

Ещё один способ «сравнительно честного отъёма денег у населения» — повышение стоимости пересдачи экзаменов на права. Пока это только проект. Но в ГИБДД неофициально говорят, что обсуждается идея поднять её едва ли не в пять раз — с нынешних 200 — 300 руб. до полутора тысяч. С января 2015 года для сдачи экзамена и получения водительских прав придётся заплатить пошлину 6,5 тыс. рублей. Каждая последующая попытка пересдачи обойдётся в 1 — 2 тысячи в зависимости от вида экзамена.

Автошколы будут закрываться

Тем не менее большинство авто­школ предпочитают не торопиться с лишними, по их мнению, тратами и продолжают простаивать дальше. А тем временем в кулуарах власти уже заговорили об отмене новых требований.

— Сейчас мы доучиваем группы, набранные в начале августа, что делать потом — непонятно, — разводит руками директор одной из курских автошкол, пожелавший остаться неназванным. — Своей площадки под автодром у нас нет, а её строительство и обустройство вряд ли себя оправдает, ведь всё идёт к тому, что новые правила могут отменить в любую минуту. По-моему, все эти изменения ведут лишь к монополии крупных организаций с полным вытеснением мелких. Теперь,чтобы как-то конкурировать, последним всё равно придётся снижать стоимость обучения и первое время работать себе в убыток.

— Мы следим за ситуацией на рынке услуг, — утверждает Сергей Сазонов. — Можно смело говорить, что автошколы региона разделились на два лагеря: одни осознали необходимость изменений, и подошли со всей ответственностью к ним: готовятся, берут кредиты, если нужно, — это крупные, конкурентоспособные школы, а другие давно знали о предстоящих переменах, но при этом ничего не делали. А сейчас заявляют о том, что готовы учить и за 10, и за 8 тысяч рублей. И это при учёте, что себестоимость обучения в курских автошколах на данный момент не может быть ниже 20 тысяч рублей! Они ждут отмены закона? Да не будет никакой отмены.

КСТАТИ 

В 2014 году в ДТП пострадали почти 2 000 человек

В 2014 году водители Курской области нарушили правила дорожного движения 560 тысяч раз. При этом по дорогам региона ездит порядка 400 тыс. зарегистрированных автомобилей. За девять месяцев текущего года в области произошло более полутора тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в которых погибли и получили ранения 2 153 человека.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».