«У меня одна мечта — чтобы наркотики перестали сниться»

Корреспондент «Житья» побывала в «Доме трудолюбия» — волонтерском проекте, помогающем людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией

11.07.2015 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Подъём в 8 утра, обязательная каша на завтрак. Потом у наркоманов, пьяниц и бомжей личное время и работа. Вечером — фильм и чай. В курском «Доме трудолюбия» не пьют спиртного, не курят и не ругаются матом. Здесь пытаются заново научиться жить.

Название взяли у священника

За плечами курянина Евгения П. непростая судьба и много ошибок. В 2009 году молодой человек, на глазах у которого от наркомании умерло много друзей и знакомых, «решил попробовать хоть кого-нибудь вытянуть» и основал благотворительный фонд помощи людям, находящимся на самом дне общества. 

Продумывая стратегию работы фонда, молодой человек наткнулся на книгу Иоанна Кронштадтского — священника, создавшего так называемые дома трудолюбия, места, где нищие и бездомные могли бы получать кров, еду и работу. Это то и дало название проекту. За почти 6 лет работы открыто восемь «Домов трудолюбия»: четыре в Воронеже, два в Белгороде, один в Осколе, а два месяца назад филиал появился и в Курске. Все они находятся на полном самообеспечении.

«Человек должен прийти сам»

Сергей — первый человек, которого встречают пришедшие сюда люди. Но встреча — только после телефонного разговора. Попасть в любой из «Домов», постучав в дверь, нельзя. На разглашение точного адреса — табу. 

— Поймите правильно, контингент у нас разный. Конфликтов, инцидентов никогда не было, но и соседей понять можно — кому понравится такое соседство? — объясняет руководитель курского филиала по пути в съёмную квартиру, где располагается «Дом трудолюбия». — Человек должен прийти сам, осознанно. Ведь держать его насильно никто не будет. На личной встрече объясняю все правила, выясняю заболевания, флюорография — обязательно. 

В родном городе обратившегося не оставят. В организации уверены: вытащить человека из привычного окружения приятелей и собутыльников — уже полдела. Всё остальное — в его руках. Курс реабилитации — две недели.

— Очень многие срываются, потом приходят ещё и ещё, — рассказывает Евгений. — Примерно у 80% происходят срывы. Но есть и такие, кто с первого раза сумел побороть себя.

В «Доме трудолюбия» забот и трат много. Необходимо платить за квартиру, покупать еду, вещи, а ещё билеты для курян, отправляющихся в филиалы. А работы для «трудолюбцев» пока не много. Подрабатывают мужчины грузчиками, вскапывают огороды. И люди с пониманием относятся, даже подкармливают и отдают вещи.

«С ребёнком ребята помогут»

Вместе с Сергеем в четырёхкомнатной квартире ещё пять мужчин и одна женщина. Сам Сергей отмечает, чаще всего сюда попадают алкоголики и люди с улицы, реже наркоманы. Меньше всего женщин, но именно на них ложится забота об уюте и собратьях. 

В курском «Доме», скромно обставленном, чисто и опрятно. На кухне хозяйничает Лена. Молодой женщине скоро предстоит рожать. 

Ещё год назад у 30-летней Елены всё было хорошо. Гибель мужа выбила женщину из колеи, и та приложилась к бутылке. Заливать горе помогали друзья, которых не смущало то. что Лена беременна. 

 За ежедневными хлопотами женщина пока не строит далеко идущих планов на жизнь. И хлопоты эти после родов оставлять не собирается.

— Так мне с ребёнком управляться ребята наши помогут, — улыбается она. — Помогут-помогут! Куда ж они денутся!

Хеппи-энд?

— А хотите, расскажу вам свою историю? С хэппи-эндом!

Постоялец «Дома» 24-летний Андрей своего прошлого не скрывает. Мама старалась обеспечить и вырастить сына, но на его воспитание времени не хватало — выпивка, травка, побеги начались с 9 лет. После спецшколы мальчик и вовсе стал неуправляемым. Со своей компанией он воровал, отнимал телефоны, избивал и грабил прохожих. Условный срок быстро превратился в реальный. 

На воле у парня «всё пошло наперекосяк»: друзья остались те же, вот только увлечения стали опаснее: амфетамины, затем — героин. Прийти в «Дом трудолюбия» заставили зима и холод (домой парня пускать давно перестали). Отбыв две недели в белгородском филиале, он сорвался уже через месяц. 

— Это страшно: стоишь с ножом или кирпичом, всего боишься и готов сразу убить, — вспоминает Андрей. — Я на войну поехал — в ДНР хотел. В Ростове женщина отговорила. Вернулся в Воронеж. Идти некуда. И тут увидел объявление «Дома трудолюбия». И три месяца назад я оказался в Осколе.

Второй раз молодой человек не стал сбегать после двух недель. А когда узнал об открытии филиала в Курске — попросился в помощники.

— У меня одна мечта — чтобы наркотики перестали сниться, — делится сокровенным он. — Пока ночью шприц в руке вижу, мне рано о чём-то другом мечтать. И уходить отсюда рано.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Трудотерапия эффективна только в комплексе»

— Безусловно, трудотерапия — метод хороший, но эффективен он будет только в комплексе с другими подходами, — считает психолог Марина АЛЕКСАНДРОВА. — Ошибочно думать, что эти люди употребляют алкоголь или наркотики просто «от нечего делать», а вот если их занять делами, загрузить, всё решится само собой. Нет, не решится. Эти методы помогают, но использовать их следует как дополнительные. А работать с причинами, порождающими тягу к спиртному и наркотикам, должен грамотный психотерапевт. Причем работа эта носит долгосрочный характер. Плюс на первых порах нужна медицинская терапия, поскольку алкоголь (и наркотики) включаются в обменные процессы организма. Чтобы начинать проводить работу с духовным миром, необходимо сперва привести в норму организм, очистить его и стабилизировать работу органов и систем, ведь иначе человек просто не будет восприимчив.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».