«Жестами молиться трудно»

В Курской области священников учат языку жестов, чтобы они могли работать с глухими прихожанами

18.07.2015 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Отец Константин внимательно вслушивается в слова литургии. Задача священника — передать её суть нескольким десяткам человек, стоящим перед ним. Причём передать жестами, мимикой, душой, но никак не словами. Константин Аристов — единственный священник в Курской области, способный общаться с глухими верующими.

«Нужно понимать, как мыслит глухой»

Духовного наставника у глухих курян могло бы и не быть вовсе, да вмешалась судьба. Во время учёбы в петербургской семинарии Константин Аристов заинтересовался жестовым языком и освоил его на базовом уровне. Примерно тогда же познакомился с будущей женой — курянкой. А переехав в Курск и приступив к служению в Знаменском соборе, священник быстро проявил инициативу — провёл первое в регионе богослужение для глухих во время пребывания в городе подлинника Знаменской иконы Божьей Матери.

Появление во всех смыслах понимающего священника не осталось незамеченным среди инвалидов по слуху. Теперь у них есть возможность «выговориться» на исповеди и «услышать» богослужение.

Отцу Константину присущи богатая мимика, выразительные глаза и эмоциональность — это помогает сгладить несовершенство владения языком жестов. 

— Я владею этим языком не в совершенстве, — поясняет Константин. — Нужно глубоко понимать, как мыслит глухой человек. Вы бы знали, как переводят глухие! Например, песнь Херувимская. Они его никогда не слышали, но вкладывают то, что слышащий никогда в нём не почувствует! А для меня это пока просто перевод. Очень трудно жестами молиться. Так что мне ещё учиться и учиться.

Основное для переводчика — лицо

Возможность учиться языку жестов у священника появилась неожиданно и прямо под боком — курское региональное отделение Всероссийского общества глухих (ВОГ) получило грант на создание условий для верующих инвалидов по слуху. В перечень вошли и курсы сурдоперевода для священнослужителей.

— Это пришло от Бога, — рассказал председатель курского отделения ВОГ Александр КАЧЕРГИС. — Мы писали заявки на много грантов. В итоге нам выделили деньги на приобретение технических средств: телевизора, спутниковой тарелки и на обучение священников — проживание и занятия с преподавателем). А вот табло с бегущей строкой нам из гранта при рассмотрении исключили. Посчитали, что для глухих это роскошь!

До Курской области повезти успело Томску — весной там уже прошли курсы для 20 батюшек. В начале июля в наш регион на 10 дней съехались представители ещё 11 епархий. Местом занятий стала Коренная пустынь, а преподаватель — один из лучших в России специалистов по языку жестов Людмила Осокина — приехала из Москвы. 

Почему именно Курск? В ВОГе констатируют: средств, позволивших привезти священников и преподавателя на 10 дней в святыню Черноземья, хватило бы лишь на несколько дней занятий в Москве. Впрочем, по словам самих священников, пребывание на месте обретения знаменитой иконы (Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». — Прим. ред.) — огромный плюс. 

— Эта сфера очень сложна, — говорит Людмила Осокина. — Необходимо глубоко понимать религиозную философию, нужно проникнуть в текст молитвы, прочувствовать его сердцем. Вообще же переводчику важно не только что произносить, но и как. Скорость, замедления, но основное — лицо! Переводить надо понятно и доступно. И далеко не всегда слово в слово. Ну вот пример — «человек родился» и «у меня родилась идея». Слышащий употребляет и там, и там слово «родился», но для неслышащего я не могу использовать один и тот же жест! Я должна показать «у меня возникла идея». И никак не могу показать «в лесу родилась ёлочка». На жестовом языке ёлочка в лесу может только вырасти.

Людмила Михайловна отмечает: переводчиков с жестового языка сейчас недостаточно. Если в советское время на одного переводчика приходилось 25 глухих, то сейчас 100 — 150. В некоторых регионах вообще всего 2 — 3 переводчика. А ведь освоить жестовый язык на базовом уровне хоть и сложно, но можно. Каждый батюшка-студент Осокиной в свою епархию увёз багаж из 500 — 600 жестов.

«Как исповедовать глухого?»

Среди батюшек, пришедших учиться без опыта общения с глухими, и Сергей Ландин из Костромы. 

— Весной ко мне пришла мама с сыном, глухим мальчиком 15 лет, — рассказал священник. — Как же мне его исповедовать? Письмом — трудно, жестовый язык ни я не знал, ни он. И я понял, что надо язык жестов изучить. Искал возможности в Костроме, налаживал контакт с местным отделением ВОГ, а тут стало известно об этих курсах, и я поехал. Что ж, я думал будет сложнее, как при изучении иностранного с нуля. Но всё оказалось не так сложно, не так страшно. Я думал, что научусь, и я научился!

Теперь по окончании курсов у священников начинается самое сложное — практика. Всех их уже заждались глухие и слабослышащие прихожане. А в курском отделении ВОГ ждут дальнейшего развития намеченных планов. 

— Главное — захотеть и идти к цели, и всё у нас получится, — говорит Александр Качергис. — А начнём мы с часовни для глухих!

Его слова для глухих перевела Людмила Осокина. Те в ответ разом «заговорили» руками. Вот только их слова для большинства проходивших мимо прихожан так и остались простыми взмахами рук.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Жестовому языку научат и полицейских

В странах СНГ глухие общаются на русском жестовом языке (РЖЯ). Всего им владеют примерно 120 000 человек. А скоро к ним добавятся и представители правоохранительных органов. С 1 января 2016 года в дежурных частях, среди участковых, сотрудников патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и уголовного розыска появятся «должности, требующие владения навыками русского жестового языка». Причём планируется наличие не только сурдопереводчиков, но и тифлосурдопереводчиков, то есть людей, владеющих навыками перевода русского жестового языка для общения с гражданами с нарушениями функций одновременно слуха и зрения.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».