«Мама меня побила»

У многодетных родителей Олега и Екатерины Мартынюк, воспитывающих приёмных детей, отобрали сына и дочь и обвинили в рукоприкладстве

22.08.2015 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В Октябрьском районе скандал. Из большой семьи Олега и Екатерины Мартынюк, воспитывающих семь приёмных детей, органы опеки забрали 11-летних Наташу и Диму. И не просто забрали, а обвинили приёмных родителей в рукоприкладстве. 

Олег работает водителем, Екатерина — техслужащая, то есть доход у семьи небольшой, однако в доме всё в порядке, семеро детишек ни в чём не нуждались, а многочисленные проверяющие за восемь лет делали только один вывод: «Мартынюк со своими обязанностями справляются». А в конце июля представители опеки забирают у Мартынюк двух старших ребятишек.

Олег и Екатерина уверены — «охота» за их семьёй началась несколько лет назад после ссоры с тогдашней руководительницей районного отдела опеки и попечительства, которая слишком усердствовала, контролируя приёмные семьи. По словам Екатерины Мартынюк, на эту сотрудницу органов опеки жаловались сразу несколько приёмных семей. В итоге коллективная жалоба главе района имела неприятные для чиновницы последствия — с должности начальника отдела её понизили до рядового сотрудника. 

После этого семья Мартынюк попала под сверхпристальное внимание органов опеки. Несколько раз на Олега и Екатерину пытались завести уголовные дела за рукоприкладство, но доказательств собрать не удавалось.

Доставалось не только взрослым, но и ребятам. Учителя были недовольны Наташей и Димой, которые учились в одном классе. Надо сказать, что из-за ряда заболеваний особой усидчивостью и тихим нравом ребята не отличались, хотя в дневниках всегда были оценки «хорошо» и «отлично». Мартынюк, как любые нормальные родители, спорили с педагогами, защищали своих детей.

А однажды апрельским вечером Олег с Екатериной не дождались Наташу и Диму из школы. Дети ждали родителей в классе, правда, не одни, а в компании с директором школы, полицией, представителями органов 

соцопеки. Как оказалось, утром к последним поступил звонок от девочки, представившейся Наташей, которая сказала: «Меня побила мама». Звонок поступил именно от приёмной дочери Мартынюк. 

Почему девочка позвонила, пока остаётся неясным. Родители считают, что её заставили.

— Дима рассказывал, что с ними очень долго работали в школе, — делится Екатерина Мартынюк. — Их водили к психологу, пытались заставить оклеветать родителей.

— В отношении этой семьи три раза возбуждалось уголовное дело по факту нанесения телесных повреждений детям, — говорит начальник отдела по опеке и попечительству Октябрьского района Светлана ЛИТАВРИНА. — Да, все три раза они были прекращены из-за отсутствия доказательств. В этот раз нам позвонил сам ребёнок. Девочка сказала, что мама бьёт её проводом от телефона. Возбуждено уголовное дело по ст. 116 «Побои». Что касается самой семьи, то мы считаем её конфликтной, сложной. Трудно найти тех, с кем они не спорили. Конфликт действительно был и с нашей сотрудницей — они просто жаловались на специалиста. Если будет подтверждено насилие — приёмных детей из семьи заберут. 

В деле фигурирует — «избивали телефонным проводом.» Медики сразу засомневались в этом.

— Медработника нужно приглашать в первую очередь, чтобы он осмотрел и уже решил, приглашать ли соответствующие органы, — прокомментировала заведующая Большедолженковским ФАБ Маргарита ДОЛЖЕНКОВА. — Это были, так скажем, бытовые повреждения и в лёгкой форме. Это был апрель, и детки после зимы двигаются, катаются на велосипедах. И поверьте, мы не найдём ни одного ребёнка, у которого на теле ни одного синяка.

Своё мнение выразил и тренер детей по дзюдо: ссадины на шее, синяки на руках — на тренировках бывают и не такие «телесные повреждения».

 Засомневавшись в компетентности следствия, родители приобрели подслушивающие устройства и спрятали их на детях. Эти записи нельзя использовать в суде или разглашать, но родители, прослушав их, решили, что детей заставляют дать нужные показания, и хотели нанять Диме и Наташе адвоката, но им в этом отказали. Защищать права детей поручили той самой чиновнице, пониженной в должности после писем родителей. А вскоре детей и вовсе забрали из семьи — прямо в зале суда. 

Сейчас каждая сторона обвиняет другую в чрезмерном давлении на детей. Вот только семья Мартынюк в заведомо худшем положении — им не только не раскрыли местоположение детей, но и запрещают даже поговорить по телефону. Последняя надежда — на справедливый суд.

Официально

Судьбу детей решит суд

Уполномоченный по правам ребёнка при губернаторе Курской области Александра Коллегаева.

— Я посетила центр, где содержатся изъятые из семьи дети. Детки здоровы, психическое их состояние ровненькое. Кроме них в центре 29 детей примерно того же возраста. Сейчас они отдыхают, с ними занимаются, у деток, можно сказать, санаторный режим. С ними всё в порядке, их права не нарушены. Теперь все занимаются своими делами: я выполнила свои обязанности, теперь работают правоохранительные органы. Раз подобный факт стал известен, точку поставит только решение суда. Что касается работы органов опеки Октябрьского района, то я задала вопросы по этому поводу. Там всё не могло быть иначе: бывший руководитель хоть и не работала с семьёй последние несколько лет, но была в курсе, владела необходимой информацией, поэтому другого претендента на роль защитника интересов детей быть не могло.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Доверяйте, но проверяйте!

— Стоит ли верить ребёнку? Я считаю, что стоит проверить. Реакция на сигнал о помощи от ребёнка регламентирована в органах образования и опеки, и действовать при угрозе жизни и здоровью ребёнка обязаны все. Проверка же осуществляется органами следствия и специалистами, работающими с детьми, — считает психолог Алексей ТАШИЛОВ. — Детская ложь не новая проблема в психологи, и есть профессионалы, которые ею занимаются. Вопрос о влиянии на ребёнка здесь можно не ставить — дети есть дети, все поддаются внушению и манипуляции различными способами, и чем меньше возраст — тем сильнее. Учитывая задержку развития, можно подсчитать, на какой возраст ребёнок развит, это задача для специалиста. Особенно если влияние осуществляют эмоционально значимые взрослые. О влиянии ситуации на детей можно говорить много, но существенным останется лишь одно: прежними они не будут, а как изменятся — покажет время.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».