Жильцы смогут оштрафовать управляющие компании

В 2016 году для недобросовестных УК вводится штраф в 30% от стоимости некачественно выполненной услуги

19.12.2015 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Долг платежом красен, а плохо выполненная работа — штрафом. Примерно так рассудили в Правительстве РФ, внося изменения в Жилищный кодекс. Одним из нововведений стало право жильцов штрафовать свою провинившуюся в чём-то управляющую компанию. Однако юристы скептически относятся к новшеству: мол, право это и так было, да и тянуть штрафы из УК — фактически означает всем домом наступать на огромные грабли.

«Нагреть» за холод

Закон «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу 30 июня 2015 года, однако некоторым его статьям дана отсрочка. Например, пп «б» п. 16 ст. 1, которая обрекает УК на штрафы за плохую работу, начнет работать как закон лишь с 28 декабря 2015 года. 

Получается, что за холодную в батарею можно не только вернуть уплаченную за обогрев сумму, но и «нагреть» управляюшую компанию. Правда добиться этого можно только через суд, которому нужны доказательства. То есть сначала собираете соседей, составляете акт, сообщаете в Жилищную инспекцию и только потом идёте в суд. 

Размер штрафа установлен — 30% от стоимости услуги за период ее некачественного предоставления. Штраф УК грозит и за неправильное выставление счёта — 50% от излишка. Но на руки все эти деньги жильцам не попадут. Штрафы появятся в квитанциях в виде перерасчёта.

Правда, если свет, вода или тепло не поступали из-за проблем у поставщиков или случилась природная катастрофа оштрафовать «управляшку» не удастся. К тому же добиться штрафа можно лишь в том случае, если нарушение не исправлено компанией. То есть, если УК провела перерасчёт до выставления вами претензий или оплаты неправильного счёта, никто её штрафовать не будет.

Всё новое неизвестное старое?

На первый взгляд, несмотря на все оговорки, нововведение хорошее. Но специалисты в области защиты прав потребителей уже ставят его полезность под сомнение. По их мнению штрафовать нерадивых управленцев можно было и раньше, но мало кто об этом знал. К тому же, фактически, жильцы будут штрафовать сами себя.

— Управляющая компания оказывает потребителям услуги по управлению многоквартирным домом, а значит нарушения правил оказания этих услуг попадают под закон «О защите прав потребителей», — утверждает руководитель МОО «Защита прав потребителей» Вячеслав ТЕТЕВЯКОВ, — То есть, у жильцов никто не отнимал право через суд потребовать от УК возместить неустойку в 3% от цены за выполняемую работу за каждый день некачественно оказанной услуги, но не более всей стоимости услуги.

Причем сами жильцы не так часто этим правом пользуются. Просто потому, что мало кому хочется ходить по судам, доказывая свою правоту. И не факт, что в новом году даже обещанные 30% привлекут потенциальных истцов. Да и подобные суды рикошетом бьют по самим жильцам. 

— Потребителю судиться выгодно — суд встанет на его сторону, УК будет вынуждена исполнить предписание, но главный вопрос — а где она компания возьмёт деньги на штраф? — задается риторическим вопросом Вячеслав Тетервяков. — Уставной капитал почти всех управляшек — 10 тысяч рублей. Средства, которыми оперирует УК — это деньги жильцов. А значит за штраф вы и ваши соседи заплатите практически сами себе. 

Давайте жить дружно!

В том, что в большинстве случаев судов можно избежать, уверены большинство управляющих компаний города. И дело даже не в затратности судебных процессов, считают они. 

— Закон есть закон, — говорит директор Городской управляющей компании №1 Любовь ЛОГАЧЁВА. — Механизм его ещё не разработан, но можно сказать, что с одной стороны, он будет стимулировать управляющие компании, но с другой — наделять жильцов большой ответственностью. Все работы делаются по заданию и собственника и на его средства. Если люди активно участвуют и следят за работой — судиться не придётся. Вместо того, чтобы каждому судиться, лучше объединиться с УК и совместно составить и разобрать планы и сметы, чтобы ни у кого не возникало вопросов.

О малой «коммунальной» грамотности населения говорят все. По прогнозам управляшек, закон должен её повысить. Главное, научить людей разбираться в услугах, которые им обязаны предоставлять. Пока же научили только судиться.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»:

Как пожаловаться на коммунальщиков

Есть несколько основных шагов

1. Нарушение должно быть задокументировано. Если речь идет о неправильном начислении оплаты, сохраните квитанцию. Если УК не выполняет обязанности по обслуживанию дома, пригласите комиссию, которая бы его зафиксировала и составила протокол. Либо найдите свидетелей нарушения.

2. Направьте заказным письмом требование Управляющей компании устранить нарушение. Либо отдайте лично под подпись.

3. Если мер не принято, обращайтесь в суд.

КСТАТИ

Где найти управу на УК

* Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству: Курск, ул. Ленина, 2, 52-15-92

* Жилищная инспекция по Курской области: Курск, Красная площадь, д. 6, тел. 51-28-31, 51-25-40,

* Комитет ЖКХ г. Курска: Курск, ул. Ленина, 2 (4 этаж), 70-00-48

* Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области:.Курск, ул. Радищева, 17, 51-11-93

* Прокуратура Курской области: г. Курск, ул. Ленина, 21, 52-15-25

* Прокуратура г. Курска:ул.К. Маркса, д. 63, тел. 54-99-24;

* Прокуратура Центрального округа:ул. Мирная, д. 9, тел. 54-58-60;

* Прокуратура Сеймского округа: ул. Обоянская, д. 23, тел. 37-98-95;

* Прокуратура Железнодорожного округа: ул. Станционная, д. 12/1, тел. 26-10-41.

* Межрегиональная общественная организация Защита прав потребителей по Центральному федеральному округу: Курск, ул. Дзержинского, 80 Телефон: +7 (4712) 54-72-34

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».