Скользкое дело

Отсудить у коммунальщиков ущерб за гололёд очень сложно, а вот за ямы на дорогах — шансы есть.

20.02.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Разбитые машины, сломанные конечности, отбитые копчики — вот основной урожай зимы-2016. После холодов и снегопадов настала оттепель, и неубранные улицы превратились в каток как для машин, так и для пешеходов. Поговорка «цыплят по осени считают» в данной ситуации не уместна — пострадавшие не стали ждать, пытаясь получить от коммунальных служб хоть какие-то компенсации. Однако сделать это не всегда просто.

На машине, как на коньках

За последние несколько недель в редакцию поступила масса жалоб на дорожное покрытие. Водители не могли справится с гололёдом и врезались в ограждения и другие машины, из-за заледенелых рытвин разбивали крестовины и подвески. 

— Занесло на гололёде, тормоза не спасли — врезался в бок едущей впереди машины, — рассказал водитель Игорь. — Конечно, вина на дорожных службах, думал судиться. А юрист отговорила — сама в аварию попала, все документы собрала и дело в итоге проиграла. Говорит, победить нереально. До сих пор ни один суд не выигран.

В юридической компанию «Никитин и партнёры» дела пострадавших из-за гололёда водителей с претензиями к чиновникам и дорожникам не вели. Причина одна — доказательств нет. Зачастую автолюбители просто не знают, что нужно требовать у приехавших на место аварий сотрудников ГИБДД. А доказательства в таких «скользких» делах должны собираться «по горячим следам» — спустя несколько дней никакие акты и справки собрать не получится.

— Необходим акт выявленных недостатков в содержании дорог, в котором будет измерена высота ледяного покрова, зафиксировано наличие или отсутствие песка и соли, — объясняет юрист Олег НИКИТИН. — Сами сотрудники ГИБДД его составляют редко — им это просто не нужно.

Впрочем, наличие такого акта не означает удачное завершение дела. 

— Даже если вы собрали доказательства и определили виновного, получить компенсацию может быть непросто, — продолжает Никитин. — Судились мы с одной известной управляющей компанией: ДТП случилось во дворе, а значит, вина на ней. Дело мы выиграли, но компания признана банкротом, и на её месте уже очередной клон. Решение суда мы получили, исполнительный лист судебных приставов есть, а деньги в карман положить не можем!

В некоторых случаях главным виновным может быть и один из участников ДТП. И это тоже надо доказывать.

– С дорожными службами судиться не приходилось, а вот наказывали водителей мы не раз, — разъясняет автоюрист Наталья СУЩЕНЯ. — Очень часто в гололёд водители, например, элементарно не соблюдают дистанцию. Но сотрудники ГИБДД пытаются оставить ситуацию без виноватых, не привлекают их. И мы доказываем, что речь не о «не справился с управлением». На самом деле, водитель ехал несоответственно дорожной обстановке, не оценил ситуацию.

Берегите руки-ноги

Впрочем, в опасности и «безмашинные» куряне. Люди не могут устоять на ледяных тротуарах — в итоге вывихи, переломы, сотрясения. Страдают даже сами сотрудники коммунальных служб: в Курчатове посыпка дорожки дворником закончилась переломом бедра.

В этой ситуации суды так же сложны, но наличие прецедентов внушает оптимизм. В 2013 году жительница Железногорска Наталья Демёхина упала на улице и получила инвалидность. Почти год разбирательств, и закон оказался на стороне женщины — суд обязал управление городского хозяйства администрации Железногорска выплатить ей 244 568 рублей. А год назад компенсации за травму добилась жительница Курска Галина Рагозина. Она поскользнулась на ступеньках подземного перехода на улице Энгельса и получила травму головы. Рогозина подала иск в суд. Почти год занял поиск ответчика — организации, которая должна была обеспечивать порядок в переходе. Им оказалось предприятие по благоустройству города. Ленинский суд Курска постановил выплатить женщине в порядке возмещения материального вреда 6018 рублей и компенсацию морального вреда — 250 тысяч.

— Получить через суд компенсацию за травму реально, но надо знать, кому принадлежит участок дороги, тротуара, на котором вы её получили, — считает руководитель МОО «Защита прав потребителей» Вячеслав ТЕТЕРВЯКОВ. — Если это какие-то участки общего пользования — за них отвечает городское хозяйство. Если рядом с домами — коммунальные службы, рядом с магазинами — администрация торговых точек. В любом случае, можно подать в суд на администрацию города, а в ходе разбирательств поменять ответчика. При травме в первую очередь заручитесь поддержкой свидетелей. Лучшее свидетельство — протокол: сразу вызывайте участкового, который зафиксирует, где и когда вы упали. В худшем случае подойдут и свидетельства прохожих. Медицинское заключение о вашей травме для суда также необходимо. Что касается суммы иска, то приплюсовать можно многое: услуги адвоката, затраты на лечение, зарплаты, не полученные из-за больничного, компенсацию за упущенный из-за травмы рост по карьерной лестнице и т. д.

То ямы, то ухабы

Сами юристы признаются: судиться с коммунальными службами мешает и отсутствие юридической практики. Не каждый автоюрист по разным причинам сталкивался с такими делами. Зато есть и проторенные дороги в решениях не менее злободневных проблем.

– Судиться с дорожными службами из-за гололёда — дело однозначно проигрышное, а вот из-за ям на дорогах — выигрышное, — считает Наталья Сущеня.

Алгоритм в таких ситуациях прост. Въехал колесом в яму — вызывай ГИБДД. Прибывшие сотрудники замерят выбоину и выпишут акт. Далее определяется ответчик — тот, на ком ответственность за состояние именно этого участка дорог. Подсказать могут в администрации города. Затем проводится оценка повреждений. 

– Со всеми бумагами пробуете для начала решить конфликт мирным путём в ответственной организации, — продолжает Сущеня. — Например, причина в несвоевременном ремонте дорожного полотна. Никто не хочет возмещать ущерб — обращаемся в суд.

Заместитель председателя некоммерческой организации «Авторадио-клуб» и член общественного совета при ГИБДД УМВД России по Курской области Игорь ИСУПОВ — известный в Курске «дорожный» активист. Он не раз обращал внимание властей на проблемы покрытий — например, участвовал в проекте «Росяма», обнаружив на дорогах Курска 1283 ямы! Водителям, попавшим в аварийную ситуации по независящим от них причинам, он советует сразу вызывать виновных.

– Если хотите привлечь к ответу дорожников, кроме ГИБДД сразу вызывайте на место ДТП ту службу, которая ответственна за этот участок проезжей части, — объясняет он. — Например, сотрудников комитета ЖКХ. У них две нанятые для работы на дорогах организации: ОАО «Предприятие по благоустройству Курска» и ООО «Интеграл-строй». Представитель обязан прибыть на место и участвовать в составлении протокола.

В ТЕМУ

Как ГИБДД комитет ЖКХ штрафовала

Увы, «бодаться» с коммунальными службами довольно сложно, причём не только рядовым водителям. В 2013 году делать это пытались сотрудники ГИБДД. Причём безуспешно.

Конфликт интересов разгорелся 1 марта 2013 года, когда днём на улице Суворовской водитель ВАЗ-2112 напротив дома № 107 в районе перекрестка с улицей Павлуновского сбил пешехода. Пострадавший отделался вывихом левого плеча и сотрясением мозга.

Прибывший на место ДТП государственный инспектор дорожного надзора акт выявленных недостатков в содержании дорог составил. И из него явно следовало: причина наезда на пешехода — в «зауженной уплотнённым слоем снега проезжей части дороги». А в том, что дорога находится в таком состоянии, виноват Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска.

Результатом стало появление на свет дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Комитету выписали штраф в 20 тысяч рублей. Чиновники с ним не согласились и сами подали в суд на ГИБДД. В итоге дело закончилось ничем.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».