«В Нижнем Новгороде собирал тысяч по 15 в день»

Корреспондент «Житья» выяснил, кто такие курские попрошайки и сколько они зарабатывают.

09.04.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Тема попрошаек меня занимала давно. Идёшь по городу — инвалид стоит с протянутой рукой. Садишься в маршрутку — появляется несчастный гражданин с фотографией ребёнка и просит пожертвовать на операцию. Я уж не говорю про постоянное: «Брат, дай два рубля на опохмел». Как и большинство курян, я не раз задавался вопросом: подавать или не подавать? И в конце концов решил выяснить, сколько попрошайки зарабатывают на самом деле. Вооружился миниатюрной видеокамерой и отправился на «охоту». 

Первым делом направился к Никитской церкви. Намечаю цели — две цыганки и женщина с фотографией ребёнка, «собирающая деньги на лечение». Интересуюсь у дам, что их заставляет в холодную погоду выходить на улицу. Получаю незамысловатый ответ — детей много. Мои собеседницы прячут лица и норовят улизнуть. Пожилой мужчина из числа прихожан вводит меня в курс дела:

— Одна из них раньше стояла у десятой «Европы». Я ей как-то с дуру дал 50 рублей — у неё же ребёнок на фотографии. А когда попросил показать документы, она сама себя выдала — нет документов. Лучше уж в храм деньги отдать.

За время нашего разговора попрошайки разбежались. Но довольно скоро территорию сбежавших цыганок уже заняла их соплеменница с ребёнком. Зовут её Катя, приехала она из Золотухинского района. У неё двое детей. Со старшим она ездит по области попрошайничать, а младший сидит дома с отцом. У цыган не принято работать.

Пока мы вполне по-дружески перекуриваем, замечаю ещё одного потенциального собеседника. Это бомж Славик. У Славика шаркающая походка, негромкий голос, речь разумного человека с налётом хорошего воспитания и стакан с мелочью в руке. На вид ему под 60. У Славика многодетная семья. Два года назад жена, получив новую квартиру, отказалась его прописывать. Мужчина признаётся, что выпивал, но меру знал. 

— А как с жильем?

— Да в заброшенном доме ночую, а обедать в столовую на Северный рынок хожу…

У дверей торгового центра замечаю мужчину в инвалидном кресле. Моего собеседника зовут Дима. Я почти сразу задаю главный вопрос: сколько удаётся собрать денег за день?

 — Самое малое — три тысячи, — признаётся Дима.

 Возможно, он привирает, но минуту назад я видел в его руках довольно объёмный комок сторублёвок. 

 — Отдаю их на хранение девочке из магазина, — поясняет инвалид. —Чтобы не отняли. В Нижнем Новгороде собирал тысяч по 15 в день, а молдаване всё отбирали.

У Димы своя история. Говорит, что жил в Таджикистане. В 1989 году перебрался в Белгородскую, затем в Курскую область. Работал дояром на ферме. Потом что-то пошло не так. Жена умерла. Сын оказался в детдоме. За пьянками оформить пенсию руки не дошли. Однажды зимой ему пришлось провести ночь на улице. Отморозил ноги. С тех пор скитался по стране. Несколько лет назад узнал, что его разыскивает сын. Вернулся в Курск, но жить с сыном, стеснять молодую семью Дима не хочет, а деньги собирает внучке.

На следующий день под елью замечаю сказочного вида старика с большущей белой бородой. Ни дать, ни взять Дед Мороз. Он, сидя на складном стульчике, тоже собирает милостыню. Дедуля ворчливо и нехотя рассказывает, что несколько лет назад у него сгорел дом. Теперь приходится снимать квартиру. Платит семь с половиной тысяч, а пенсия — шесть. Выходит на улицу на час-полтора собрать денег на еду.

Вот такие они разные, курские попрошайки. Я так и не выработал однозначного отношения к ним. Но теперь, прежде чем достать деньги, я стараюсь поговорить с каждым из них.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»:

Бродяжничество — не преступление

В Уголовном кодексе РСФСР было предусмотрено уголовное наказание за систематическое занятие бродяжничеством — до двух лет лишения свободы. В настоящее время в Российской Федерации бродяжничество и попрошайничество декриминализировано, то есть больше не считается ни уголовным преступлением, ни административным правонарушением. Существует уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством или попрошайничеством. Но она не распространяется, если ребёнка вовлек в попрошайничество родитель «вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства».

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».