Портрет писателя-власовца «украшал» курский музей

Внимательный посетитель обнаружил на стенде фотографию пособника фашистов и «борца с масонством» Бориса Башилова

01.04.2017 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Громкий скандал разгорелся вокруг курского литмузея. Федеральные СМИ уже успели упрекнуть его в создании экспозиции в честь писателя Бориса Башилова, который в годы войны состоял в так называемой «бригаде Каминского», которая включала в себя бывших советских солдат и офицеров, перешедших на сторону гитлеровцев.

Портрет писателя-коллаборациониста (тот, кто осознанно сотрудничает с врагом в ущерб своей стране. — Ред.) обнаружил бывший курянин, а ныне житель Подмосковья, военный спасатель Андрей СИМОНОВ. Он рассказал, что в музее его привлёк «стенд, посвящённый Борису Юркевичу». Имени писателя он не знал, но насторожил факт, что после войны тот жил в Аргентине — любимом прибежище многих беглых нацистов.

— Экскурсовод на мой недоумённый вопрос: «А как он там оказался?» ответила: «Он был журналистом, много путешествовал. Вот и остался жить в Аргентине», — говорит Андрей СИМОНОВ. — Но в такую версию может поверить только человек, совсем не знающий историю своей страны.

Вернувшись домой, Андрей быстро нашёл нужные сведения. Юркевич (Борис Башилов и Борис Норд — псевдонимы), курский писатель и журналист, в 1941-м попал в плен под Вязьмой, затем вступил в «Русскую освободительную народную армию», сотрудничавшую с фашистами. В Союз больше не вернулся. Поскитавшись по миру, осел в Аргентине, где работал в русской монархической газете «Наша страна».

После падения СССР родственники перестали держать в секрете биографию писателя. В 2011-м его дочь Светлана опубликовала в Сети эссе об отце, признав, что «со сталинским режимом он сражался не только пером, а и с оружием в руках в рядах Русской Особой Народной Армии и в Армии Власова».

Симонов направил письмо в музей, где подробно описал биографию писателя и потребовал убрать его портрет. Требование выполнили. Правда, в музее утверждают, что как таковой экспозиции и не было.

— Ни о каком «прославлении предателя» и речи не было! — утверждает заведующая литературным музеем Валентина ГРИГОРЖЕВИЧ. — На стенде висела маленькая фотография Юркевича, но стенд был посвящён не ему, а его супруге — известной курской поэтессе и журналистке Лидии Шелест. Разве можно было умолчать, что она была его женой? Как бы то ни было, фото убрали, и больше оно не появится.

Валентина Григоржевич говорит: сотрудники литмузея вообще не добавляли на стенд фото Юркевича и не искали сведений о нём. Экспозиция была сформирована фондами областного краеведческого музея, а при формировании восемь лет назад литмузея передана ему. В областном краеведческом комментировать ситуацию отказались.

Кстати, есть мнение, что на самом деле портрет Юркевича-Башилова можно было и не снимать. Разве не является рассказ о судьбах курских писателей главной функцией музея? Просто его можно было снабдить соответствующим пояснением, чтобы посетители сами делали выводы. Но в музее поступили иначе.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»:

Курянин из Челябинска

Борис Юркевич родился в 1908 году в Златоусте Челябинской области. Работал в комитете Севера, участвовал в агитпробегах и экспедициях. Издавал приключенческие романы. В 30-х переехал в Курск, сотрудничал с газетой «Курская правда».После войны некоторое время жил в Германии под чужой фамилией, затем перебрался в Аргентину. Там прославился как специалист по «срыванию покровов» с мирового масонства.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».