Не памятник? Сносим!

Корреспонденты «Житья» проверили, что стало с домами, которые мэрия через суд исключила из списка объектов культурного наследия

08.04.2017 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Старый двухэтажный особняк на углу Дзержинского и Чумаковской на днях стёрли с лица города. В понедельник его начали ломать, а к четвергу на пустыре не осталось даже строительного мусора. Снесённое здание — дом № 76 по улице Дзержинского, он же дом купца Наумова, некоторое время считался объектом культурного наследия Курска. Но вместе с ещё 17 зданиями он был лишён этого статуса в 2012-м. Мы решили лично проверить, какая участь постигла остальные дома из списка.

Ни музея, ни Свиридовского центра

В местных краеведческих источниках о снесённом здании сказано: это один из домов купца Михаила Наумова, богатого мануфактурщика и гласного городской Думы. Ещё до революции здание перешло в собственность города — здесь была канцелярия 4-й артиллерийской бригады, а перед Октябрьской революцией — канцелярии 174-го пехотного Роменского полка. Со сменой власти в здании заселили обычных жильцов, а в 80-х горис­полком решил жильцов выселить, а здание отдать под литмузей. Тогда эти планы не осуществились, но в 2014 году появилось похожее предложение от Министерства культуры.

«По инициативе Министерства культуры РФ Музей композитора Георгия Свиридова откроется в специально отремонтированном и восстановленном для этого здании (г. Курск, ул. Дзержинского, 76), — говорилось в официальном сообщении Минкульта. — Музей станет филиалом Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки».

Открытие должны были приурочить к 100-летию композитора в 2015 году. А наследники Свиридова уже были готовы передать музею сохранившиеся мебель, картины, иконы, а также архив предка. В итоге литмузей открылся на Садовой, под Свиридовский центр определили бывшее здание Гарнизонного дома офицеров, а дом Наумова просто снесли.

Экс-культурное значение

Обычно причина сноса старинных зданий — аварийное состояние. Дом Наумова успел побыть объектом культурного наследия 17 лет — с 1995-го по 2012-й. Оказалось, убирали его из перечня через суд «пачкой» — вместе с другими культурными объектами. Решению пытался противиться областной комитет культуры, но безуспешно.

«Решением Ленинского районного суда г. Курска от 30 января 2012 года признан незаконным отказ комитета по культуре Курской области об исключении отдельных выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Курска, из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, утверждённого председателем комитета по культуре и искусству администрации Курской области 16.01.1995 г, и суд обязал комитет по культуре исключить эти объекты, в том числе и дом № 76 по ул. Дзержинского, из вышеуказанного Списка», — отчитывается Управление по охране объектов культурного наследия.

Решение суда было основано на результатах экспертизы. Да и львиная доля старинных домов не поддаётся восстановлению. Впрочем, не всегда «вынесен из списка» означает «снесён». Несколько «экс-культурных» домов сейчас находятся если не в прекрасном, то вполне в удовлетворительном состоянии.

Кому повезло

Один из везунчиков — дом № 10 по улице Гайдара. Старинное здание капитально отремонтировано — здесь сейчас модный ресторан. И это притом что в постановлении мэрии от 29 декабря 2006 года № 4379 оно предназначалось под снос. К слову, в шаговой близости — на углу улиц Гайдара и Пионеров — находится одно из старейших зданий Курска, нанесённое ещё на плане 1782 года. Но оно превращено в руины.

Но не всегда пивные заведения сберегают старые дома. Пиво пьют в доме № 20 по улице Большевиков и № 27 по Красной Армии, однако сами бывшие культурные постройки снесены — номера сохранили земельные участки. Сохранился и дом № 12 по улице Димитрова. Принадлежал он дворянке Баумиллер, супруге архитектора Мариинской женской гимназии (ныне в здании размещается КГУ). Но прославился дом тем, что в нём жил композитор Задерацкий. В его честь в 2015-м здесь установили мемориальную доску. Но жильцам ветхого здания увесистая плита не понравилась — как бы не развалила стену. После нескольких часов уговоров её повесили на стене пристройки.

Никуда не делся брошенный дом № 10 на Радищева. Вероятно, сносу препятствует тип постройки — он образует с соседними домами единое целое. Жилым является и дом № 24 по улице Марата, литера А1 — бывший доходный дом дворян Глазовых. На этом список везунчиков заканчивается.

Кому не повезло

Не удалось найти дом № 27 на Карла Либкнехта — дом Рудакова. Нет уже дома № 48 по улице Большевиков — жены статского советника Мосоловой. Остались дома № 48 с литерами А и Б. На месте дома № 13 по Луначарского, который принадлежал купчихе Олимпиаде Наумовой, теперь пустырь. Нет и домов № 53 по улице Володарского, принадлежавшего жене священника Лидии Лукашевой, и № 10 по Можаевской (почётного гражданина Берингера, а ранее потомственного дворянина Болтенкова). Наполовину исчезло владение мещан братьев Беньковских — им принадлежали дома № 78 и 80 по улице Красной Армии. Первый снесли ещё в 2013 году — пустырь всё ещё окружает забор. Что касается второго, он с тех пор заброшен, выглядит весьма неплохо, но вряд ли это спасёт от сноса.

Оставшиеся дома из списка сохранились в Курске «местами», точнее — фасадами. Всё остальное рухнуло или снесено. Так, на Верхней Луговой можно увидеть всё, что осталось от дома № 44 — владения купца Ильина. Ему же принадлежал дом № 42, который давно снесён без остатка. А на улице Большевиков остался покосившийся фасад дома № 49 — дома Евдокимова. Руинам не один год.

Интересно, что один из 18 упомянутых в судебном решении домов может вернуться в разряд «ценных». Речь идёт о доме № 10 по улице Радищева. Возвращению препятствует отсутствие средств на экспертизу. Так что дом продолжает ветшать, и велики шансы, что, когда его наконец снова признают «культурной ценностью», реставрировать будет уже нечего.

В ТЕМУ

Не прошёл экспертизу — не памятник!

В Управлении по охране объектов культурного наследия региона пояснили: объекты эти делятся на разные виды и категории. Сначала старинное здание попадает в список «вновь выявленных» объектов. Затем историко-культурная экспертиза устанавливает, является ли он ценным только для конкретного места, для всего региона или же для страны. Все упомянутые 18 строений испытание экспертизой не прошли и были исключены из списка. При этом первый вариант перечня объектов культурного наследия, составленный в 1995 году по заданию Минкульта, был ещё больше. Только в нашем регионе добавили 3,5 тысячи объектов! До 2017 года дошли не все — дело и в ветхости, и в отсутствии ценности после проверки. К слову, в Курске работает только один эксперт, определяющий культурную ценность зданий. Плата за её услуги начинается со 100 тысяч рублей.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Уходит дух старого Курска!

— Возможно, все эти дома не являются памятниками архитектуры, но в них есть дух старого Курска, — считает художник Олег РАДИН. — В Европе старинные дома как раз и являются лицом городов, а у нас их сносят. Думаю, скоро рухнет и несостоявшийся дом Малевича, и пожарная каланча, и водонапорная башня на Павлова. Людей деньгами не интересует история собственного города. И перевоспитывать, на мой взгляд, их уже поздно. Все, что останется потомкам от наших времён, — безликие «коробки».

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».