«В армию ушёл в лаптях»

Инициатор установки памятника военным медикам Анатолий Сараев вспоминает роковые годы войны

13.05.2017 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

В Курске живут более 500 ветеранов Великой Отечественной. Но тех, кто до сих пор активен и, что называется, в строю, — около 30. 91-летний Анатолий Фролович Сараев, уроженец Сараевки Солнцевского района, относится к последним. Он 12-й ребёнок в семье и единственный из братьев, кто вернулся живым с войны.

Из эвакуации — в окружение

В 1941 году Анатолий окончил восемь классов и 22 июня с родителями поехал в райцентр — купить книги и одежду к новому учебному году.

— Этот день помню как сейчас: мы были на центральной площади, когда по радио Молотов сообщил, что Гитлер без объявления войны, нарушив мирный договор, вероломно напал на Советский Союз, — вспоминает ветеран. — Ничего не купив, мы помчались домой, где был уже гонец из военкомата, собиравший мужчин старше 1910 года рождения в армию.

Анатолию Сараеву было всего 15 лет. Учёба для него и одноклассников закончилась — директор школы объявил, что теперь надо помогать армии в тылу. Вместе с учителями ребята строили полевой аэродром в Солнцево, рыли землю, сооружали противотанковые рвы.

Тем временем враг наступал. По железной дороге Москва — Харьков проходила граница между советскими солдатами и фашистами. Осенью объявили эвакуацию, в Старый Оскол угоняли домашний скот, лошадей, технику. Родители Анатолия уйти не могли — сказался возраст, но Анатолия держать не стали. Вот только в старооскольском Атамановском лесу подросток попал в окружение и лишь чудом смог выйти из него. Спустя две недели он вернулся в родное село, оккупированное немцами, прятался в погребах и ямах соседнего хутора, чтобы не попасть на работы в Германию.

Пилотка была большой

Оккупация Солнцевского района длилась 6 месяцев — до февраля 1943-го. За это время Анатолий вступил в ряды комсомола и начал мечтать о фронте.

— Меня с друзьями выгоняли с медкомиссии. «Какая вам армия, если под мышками даже волосы не растут, а на губах молоко не обсохло!» — говорил нам врач. Тогда мы, четыре парня, добровольцами пошли в Коротояк Воронежской области. Солдаты из нас были смешные — даже пилотка была большой. Я был в лаптях, пока дошёл, они полностью износились, вспоминает Сараев.

В военкомате курянину выдали ботинки, обмундирование и отправили эшелоном в Чувашскую Республику в запасной полк. Там новобранцы изучали азы службы и ждали своего часа попасть на фронт.

— Кто в танкисты хочет — вышли из строя! Кто хочет на флот, кто в артиллерию, — вспоминает ветеран. — Дошла очередь до авиаторов, мы с товарищами вышли из строя, и нас через некоторое время, выдав новые гимнастёрки, отправили во 2-ю дивизию аэростатов заграждения в Москву.

Аэростаты наряду с другими средствами противовоздушной обороны препятствовали снижению немецких бомбардировщиков для прицельного бомбометания и сыграли огромную роль в защите столицы. Анатолий занимался ответственной работой — заправлял их водородом.

Свой боевой счёт аэростатчики открыли в ночь на 23 июля 1941 года. Тогда около 150 немецких бомбардировщиков в составе 20 групп двинулись к Москве. Эта атака была успешно отбита, к городу прорвались лишь единичные самолеты. Гитлеровцы потеряли 15 бомбардировщиков. 10 сбили лётчики, три — артиллеристы, ещё два налетели на тросы аэростатов и рухнули на землю.

Число подразделений аэростатов планомерно увеличивалось. К середине 1943-го небо Москвы защищали уже 440 заградительных воздушных постов. Общее число аэростатов на всех фронтах Великой Отечественной достигало трёх тысяч.

В этих сражениях проявил себя и Сараев, и его наградили медалью за оборону Москвы.

— Бои за столицу были жаркие, ожесточённые, фашисты ежедневно совершали массированные бомбардировки, у нас никогда не было спокойных ночей, — вспоминает ветеран. — Но главное было перебороть дрожь в теле, превозмочь страх, ибо страх — это твой могильник.

Позже курянина перевели в зенитную артиллерию. Он участвовал в боях за освобождение Смоленской, Калининской областей, в разрыве блокады Ленинграда. А затем зенитную артиллерию отправили на Белорусский фронт.

В Кенигсберге выпили

— После Москвы я стал связистом на Калининском фронте. Другого связиста убили, а меня поставили. Буквально на пальцах командир объяснил, как работает аппарат, как докладывать командному пункту, — вспоминает Сараев. — За время войны я был трижды ранен, самые ожесточенные бои были на Белорусском фронте, белорусов особенно не любили немцы за то, что активно партизанили.

Предчувствие скорой победы пришло летом 1944-го, когда наша армия освобождала Литву. День Победы курянин встретил в Кенигсберге.

— Там были шквальные бои, немецкая авиация работала будь здоров! Фашисты любой ценой пытались не допустить красноармейцев на свою территорию, делали всё, чтобы защитить Берлин, — вспоминает ветеран. — 9 мая 1945 года помню прекрасно. В тот день уже палили в воздух из всех орудий, отмечая Победу. Останавливается возле меня полуторка, приехавшая из Кракова, и кричит старшина: «Привет, земляки!» подходит ко мне и говорит: «Здравствуй, сержант, откуда ты родом?» Я был из Курска, а он — из Старого Оскола, мы выпили по рюмке за Победу и разъехались по своим делам.

Памятник врачам — дело всей жизни

Раненый, но живой Анатолий Сараев войну прошёл. Его братья — нет. Сейчас Анатолий Фролович по-прежнему бодр, подтянут, регулярно бывает на встречах со школьниками, следит за политической ситуацией в стране и мире. Он возглавляет городской Совет ветеранов войны и труда медработников. По его инициативе был установлен памятник медикам, погибшим в годы Великой Отечественной. Монумент задумывали очень давно, но нужно было собрать деньги. В итоге памятник напротив главного корпуса курского медуниверситета открыли 17 июня 2005 года, в канун Дня медика. Его авторы — художник Михаил Заутренников и скульпторы Николай Криволапов и Игорь Минин. Монумент изображает медсестру и спасаемого ей солдата в драматический момент взрыва. Памятник изготовлен на средства, собранные областной общественной организацией ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, региональным Советом медицинских работников-ветеранов войны, а также на выделенные из областного бюджета средства.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Анатолий Фролович Сараев родился 8 сентября 1926 года. После Великой Отечественной был направлен на Черноморский флот водолазом — освобождать бухты и фарватеры от немецких мин, восстанавливать порты в Севастополе, Одессе. В 1947-м демобилизовался и устроился в родном колхозе трактористом. Позже с отличием окончил медицинский техникум, и его без экзаменов приняли в мединститут. Вуз Анатолий тоже окончил с отличием.

Начав с фельдшера, Сараев дошёл до должности заместителя главврача городской больницы № 2, а в 1966-м стал первым заместителем председателя отдела здравоохранения Курской области, затем — исполняющим обязанности. За это время в Курске построили больницы № 3, № 6, поликлинику № 5, онкодиспансер, наркодиспансер и 25 центральных районных больниц. С 1992 по 2007 годы Анатолий Фролович работал в городской больнице № 1 заведующим кабинетом статистики. Женат, имеет сына, 5 внуков и 2 правнука.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».