Житьё-бытьё. Курскiй выпускъ

О чём писали местные газеты 100 лет назад

19.01.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Наступивший год стал трёхсотым в истории российской прессы. В курской журналистике тоже намечается красивая дата: 5 июня 1838 года увидела свет первая местная газета — «Курские губернские ведомости». То есть летом мы можем отмечать 175-летие областной прессы. «А как бы выглядела наша газета сто лет назад?» — задумались мы и «позвали на помощь» наших коллег-предшественников из дореволюционных газет.

Криминальное

Сегодня принято ворчать, что для современной прессы нет ничего святого. Но наши дореволюционные коллеги так смаковали подробности происшествий, что жёлтая пресса XXI века по сравнению с ними кажется журналом «Мурзилка». Не обходилось и без приукрашиваний.

В мае 1894 года газета «Курский листок» сообщила о серийном убийце: в Старом Осколе (город тогда являлся частью Курской губернии) обнаружены три мёртвые женщины. Подробности обнаружения тел в лесу описываются во всех красках: у первой «расплюснут» череп, у второй — «надрезанное горло», а третья — невинная странница-богомолка.

Жители были напуганы, полицмейстеры удивлены, ведь при проверке выяснилось, что в лесу была найдена только одна девушка с раной на голове, скончавшаяся в больнице. Была и богомолка: крестьянка из Новооскольского уезда, вернувшись с богомолья в Воронеже, умерла от чахотки. С вопросом, откуда взялся третий труп, к редактору газеты обратился губернатор. И тому пришлось публиковать опровержение.

Но и правдивые истории оказывались хлеще любого вымысла: «В курской гостинице «Лондон» клоун цирка Труцци Четвериков, напевая «Смейся, паяц, над разбитой любовью», выпил стакан карболовой кислоты и, не приходя в сознание, скончался.

Накануне Четвериков получил приглашение в варшавский цирк, но у него не было средств на дорогу», — написал корреспондент «Русского слова» в 1911 году.

Дела семейные

Зря вы думаете, что современные дети, помешавшиеся на роботах и благородных бандитах, так сильно отличаются от своих сверстников начала прошлого века. От собственного корреспондента в 1910 году «Русские ведомости» получают следующее сообщение: «В Курске трое мальчиков (старшему 12 лет), играя в судей военно-окружного суда, приговорили к повешению своего товарища, пятилетнего мальчика, сына счетовода железной дороги. Тут же «судьи» втащили его на чердак и... привели приговор в исполнение. По счастью, в это время мать мальчика разыскивала его, чтобы позвать обедать. Услыхав возню на чердаке, она бросилась туда. Благодаря тому, что верёвка не была надета петлёй на шею, а завязана вокруг, мальчика удалось привести в чувство».

Не могли жить куряне и без семейных скандалов. Собственный корреспондент сообщает «Русскому слову» в марте 1911 года: «Инженер Пршесмыцкий проиграл в Купеческом клубе 8 000 руб. и расплатился векселями. Жена Пршесмыцкого, явившись в клуб, отобрала у игроков векселя, устроив при этом грандиозный скандал».

Власть

В декабре прошлого года весь Курск обсуждал аттракцион невиданной наглости — глава одного из сельсоветов на бюджетные деньги приобрёл себе два внедорожника.

Свои действия он обосновал государственной программой по модернизации территорий.

А в апреле 1911 года курский корреспондент «Русского слова» сообщает: «Губернская управа приобрела за 5 000 рублей автомобиль для служебных поездок по уездам членов управы. Хотя при отсутствии шоссе в уездах езда на автомобилях невозможна».

Нарочно не придумаешь!

В 1912 году между Москвой и Курском пропала телефонная связь. Местные журналисты решили выяснить, в чём дело. И в газете «Русское слово» выходит заметка курских корреспондентов: «За несколько минут до прекращения действия телефона барышня, дежурившая на междугородной станции в Туле, обратила внимание надсмотрщика на то, что по линии кто-то мешает говорить. Когда надсмотрщик спросил, кто это мешает, то в ответ по телефону раздался хохот. Затем голос ответил:

— Я из Пахомова.

Надсмотрщик спросил:

— Что же, думаешь проволоку красть?

Голос ответил:

— Да, немножко!

Через несколько минут сообщение прекратилось».

Опасная профессия

Начавшись с государственного издания, журналистика Курска быстро пошла в сторону частного капитала и свободного мнения. А это в эпоху жёсткой цензуры влекло за собой карательные меры. Особенно не любили местные власти редакторов женского пола. Натерпелась от цензоров Софья Григорьева-Сидорова — владелица «Курской газеты». То выпуск ей задержат, то «засланного казачка» от полиции пристроят, а то и вовсе арестуют за один месяц сразу двоих редакторов её газеты. В итоге газету закрыли через шесть лет за перепечатку из петербургского издания.

Другую женщину — Елену Березовскую, издательницу «Курского эха», — неоднократно судили. Газете было несколько месяцев, когда её деятельность приостановили, а редактора привлекли к суду. Всего было заведено 23 дела, и Елена «за вольнодумство и клевету» была приговорена к трём месяцам заключения в крепости.

Однако репрессии шли не только сверху. «Вчера в 10 часов вечера во дворе дома, занимаемого редакцией «Курской были», брошена бомба; произошёл оглушительный взрыв; несчастий с людьми не было; бомбисты скрылись», — сообщает «Новое время» в апреле 1907 года.

В ТЕМУ

Знай наших!

В День российской прессы двое сотрудников «Житья» получили награды. Наш криминальный корреспондент Николай Руцкой удостоился благодарности от начальника областного УВД, а редактор сайта moe-kursk.ru Екатерина Чистик — благодарственного письма от главы города.

Благодарим за помощь в подготовке материала создателя галереи «АЯ» Олега РАДИНА.

Подписывайтесь на «МОЁ! Курск» в «Дзене». Cледите за главными новостями Курска и области во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».